ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
16 декабря 2003 г. N 497
ОБ ИДЕОЛОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В соответствии с Протоколом поручений Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г., данных по итогам состоявшегося 27 — 28 марта 2003 года постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов «О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию» от 14 апреля 2003 г. N 15, и в целях совершенствования идеологического сопровождения воспитательной работы
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Создать при Министерстве образования Совет по организации воспитательной работы и утвердить его состав согласно приложению.
2. Утвердить прилагаемые критерии и показатели эффективности идеологического сопровождения воспитательной работы с учащимися и студентами в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.
3. Главному управлению социальной и воспитательной работы (Г.А.Бугрим), Учреждению образования «Республиканский институт профессионального образования» (А.X.Шкляр), Учебно-образовательному учреждению БГУ «Республиканский институт высшей школы» (М.И.Демчук):
3.1. Подготовить до 1 февраля 2004 г. методические рекомендации по
применению критериев и показателей эффективности идеологического сопровождения воспитательной работы с учащимися и студентами в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.
3.2. Разработать и до 15 марта 2004 г. представить на утверждение Положение о Совете по организации воспитательной работы.
3.3. Организовать с 1 февраля 2004 г. проведение семинаров и целевых курсов повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы образования по вопросам применения критериев и показателей эффективности идеологического сопровождения воспитательной работы с учащимися и студентами в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.
4. Начальникам управлений образования облисполкомов, председателю Комитета по образованию Минского горисполкома, ректорам и директорам учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования:
4.1. Ежегодно, начиная с 1 февраля 2004 г., проводить в учреждениях
образования мониторинг эффективности идеологического сопровождения воспитательной работы с учащимися и студентами в соответствии с утвержденными критериями и показателями.
4.2. Регулярно, не реже одного раза в год, на заседаниях коллегий управлений образования облисполкомов, Комитета по образованию Минского горисполкома, ректоратов, ученых и педагогических советов учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, рассматривать результаты мониторинга эффективности идеологического сопровождения воспитательной работы с учащимися и студентами и принимать соответствующие меры по повышению его результативности.
5. Руководителям учреждений, обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования, до 1 февраля 2004 г. направить в Министерство образования программы и результаты проведенного в I полугодии 2003/2004 учебного года мониторинга состояния и эффективности идеологического воспитания учащейся и студенческой молодежи и участия в нем первичных организаций общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи» (в соответствии с письмом Министерства образования от 4 сентября 2003 г. N 20-12/55).
6. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя Министра Ковалеву Т.Н.
Министр А.М.РАДЬКОВ
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ И СТУДЕНТАМИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПОЛУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО, СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Идеология представляет собой систему идей, взглядов, представлений о целях развития общества и человека, а также средствах и путях достижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях и убеждениях людей.
Идеологическое сопровождение воспитательной работы с учащейся и студенческой молодежью — важнейшая функция государства и общества. Система образования Республики Беларусь в своем развитии опирается на идеологию белорусского государства. Идеологическое сопровождение воспитательной работы с учащейся и студенческой молодежью направлено на формирование их социальной и психологической компетентности, выражающейся посредством:
— мировоззрения, отражающего идеалы белорусского общества и государства, его политический и экономический уклад;
— уважения к национальной культуре, традициям белорусского народа, культуре других народов и национальностей;
— активной жизненной позиции;
— сознательного стремления к достижению целей, поставленных белорусским обществом и государством;
— деятельности, способствующей профессиональному и личностному росту, формированию ключевых личностных качеств (нравственность, гражданственность, патриотизм, коллективизм, трудолюбие);
— установок на здоровый образ жизни;
— ориентации на достойное выполнение социальных ролей гражданина, патриота, труженика, профессионала, семьянина.
Идеологическое сопровождение воспитательной работы — это ведущее направление создания полноценных условий для социализации личности, участниками которого выступают учащаяся и студенческая молодежь, педагогические коллективы учреждений образования, представители общественных и социальных институтов воспитания, семья.
Идеологическое сопровождение воспитательной работы с учащейся и студенческой молодежью — процесс, требующий убежденности и подготовленности самих воспитателей, всех педагогических кадров, представителей общественных институтов воспитания, их умения работать во взаимодействии, используя возможности семьи, учебного заведения, средств массовой информации, литературы, искусства, общественных организаций, детских и молодежных объединений по интересам.
Идеологическое сопровождение воспитательной работы с учащейся и студенческой молодежью обеспечивается комплексным подходом и включает в себя образовательную, воспитательную, пропагандистскую работу с активным вовлечением учащихся и студентов в общественную жизнь.
Эффективность организации идеологического сопровождения воспитательной работы в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, обеспечивается такими основными принципами, как:
— профессионализм и компетентность;
— преемственность;
— целостность и системность.
Кроме того, эффективность организации идеологического сопровождения воспитательной работы определяется актуальностью, научностью, комплексностью, вариативностью его содержания. Выбор методов идеологического сопровождения воспитательной работы определяется интересами государства и общества, а также потребностями и интересами личности учащегося, студента. Оценка результатов идеологического сопровождения воспитательной работы определяется четырьмя уровнями:
1. Высокий уровень идеологического сопровождения
воспитательной работы
Системные параметры: высокий уровень научно-методического обеспечения идеологического сопровождения воспитательной работы (научные исследования, научные труды — только для высших учебных заведений; методические рекомендации, интерактивные технологии); качественное организационно-управленческое обеспечение идеологического сопровождения воспитательной работы (структура, система, контроль, поощрение); высокий уровень информационного обеспечения идеологического сопровождения воспитательной работы (семинары, конференции, печать, информационный банк, мониторинг эффективности идеологического сопровождения, воспитательной работы); высокий уровень подготовленности кадров к идеологическому сопровождению воспитательной работы (подбор, подготовка, повышение квалификации, оценка уровня политической культуры).
Личностные параметры: глубокие и полные знания курса «Основы идеологии белорусской государственности»; ярко выраженная способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации; умение ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях по гуманитарным дисциплинам и давать им критическую оценку с точки зрения государственной идеологии; активное участие в общественно-политической жизни государства и общества; высокая политическая зрелость и культура; высокая сформированность психологической культуры и установок на здоровый образ жизни и семейные ценности; активное и творческое отношение к учению и труду, высокая мотивация овладения профессией.
2. Достаточный уровень идеологического сопровождения
воспитательной работы
Системные параметры: необходимый уровень научно-методического обеспечения идеологического сопровождения воспитательной работы; хорошее организационно- управленческое обеспечение идеологического сопровождения воспитательной работы; достаточный уровень информационного обеспечения идеологического сопровождения воспитательной работы и уровень подготовленности кадров к идеологическому сопровождению воспитательной работы.
Личностные параметры: полные знания курса «Основы идеологии белорусской государственности»; хорошая способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации; умение ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях по гуманитарным дисциплинам и давать им критическую оценку с точки зрения государственной идеологии; периодическое участие в общественно-политической жизни государства и общества; достаточная политическая зрелость и культура; хорошие навыки психологической культуры и устойчивые установки на здоровый образ жизни и семейные ценности; активное отношение к учению и труду, достаточная мотивация овладения профессией.
3. Средний уровень идеологического сопровождения
воспитательной работы
Системные параметры: посредственный уровень научно-методического обеспечения идеологического сопровождения воспитательной работы; неполное организационно- управленческое обеспечение идеологического сопровождения воспитательной работы; средний уровень информационного обеспечения идеологического сопровождения воспитательной работы; недостаточный уровень подготовленности кадров к идеологическому сопровождению воспитательной работы.
Личностные параметры: фрагментарные знания курса «Основы идеологии белорусской государственности»; недостаточная способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации; слабая ориентировка в теориях, концепциях и направлениях по гуманитарным дисциплинам и недостаточно выраженное умение давать им критическую оценку с точки зрения государственной идеологии; формальное участие в общественно-политической жизни государства и общества; слабая политическая зрелость и культура; недостаточная сформированность психологической культуры и установок на здоровый образ жизни и семейные ценности; пассивное отношение к учению и труду, слабая мотивация овладения профессией.
4. Низкий уровень идеологического сопровождения
воспитательной работы
Системные параметры: слабое научно-методическое обеспечение идеологического сопровождения воспитательной работы; бессистемное организационно-управленческое обеспечение идеологического сопровождения воспитательной работы; низкий уровень информационного обеспечения идеологического сопровождения воспитательной работы; недопустимый уровень подготовленности кадров к идеологическому сопровождению воспитательной работы.
Личностные параметры: слабые знания курса «Основы идеологии белорусской государственности»; недостаточная выраженность способности самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации; неумение ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях по гуманитарным дисциплинам и неспособность давать им критическую оценку с точки зрения государственной идеологии; пассивность в общественно-политической жизни государства и общества; низкая политическая зрелость и культура; низкая психологическая культура и пренебрежение здоровым образом жизни и семейными ценностями; отрицательное отношение к учению и труду, низкая мотивация овладения профессией.
Процесс определения эффективности идеологического сопровождения воспитательной работы с учащейся и студенческой молодежью должен соответствовать принципам всесторонности, конкретности и соблюдения такта, повседневного внимания к каждому учащемуся и студенту.
Для определения эффективности идеологического сопровождения воспитательной работы с учащимися и студентами целесообразно использование таких методов, как:
— количественный и качественный анализ текущей и итоговой успеваемости по социально-гуманитарным дисциплинам;
— психолого-педагогическое исследование сформированности ценностных ориентаций, мировоззрения, убеждений и поступков учащейся молодежи;
— количественный и качественный анализ участия учащихся и студентов в деятельности первичных организаций общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи», в организации и проведении информационных часов, в клубах и объединениях общественно-политической направленности, в общественно- полезных делах и акциях;
— качественный анализ выполнения учащейся молодежью общественных поручений;
— педагогические наблюдения в процессе учебной, творческой и
профессиональной деятельности учащихся и студентов;
— психолого-педагогический и социометрический анализ взаимоотношений в коллективе учащихся и студентов;
— педагогические наблюдения и анализ отношения учащейся молодежи к труду и изучение профессиональной мотивации;
— анкетирование, беседа, интервью;
— контент-анализ документов, публикаций, письменных работ;
— создание педагогически заданных ситуаций.
Постоянное и целенаправленное изучение результатов организации
идеологического сопровождения воспитательной работы с учащимися и студентами, принятие своевременных мер по его совершенствованию позволят качественно решать важнейшую государственную задачу — подготовку специалистов, обладающих высоким уровнем ответственности, патриотизма, морального и гражданского сознания.
Оценка качества идеологического сопровождения воспитательной работы с учащимися и студентами в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально- технического, среднего специального и высшего образования, осуществляется в соответствии с прилагаемой таблицей «Критерии и показатели эффективности идеологического сопровождения воспитательной работы с учащимися и студентами».
Таблица
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ И СТУДЕНТАМИ
——————————————————————————-
|Параметры |Критерии |Показатель |Методика изучения |
——————————————————————————-
|1 |2 |3 |4 |
——————————————————————————-
|1. Личностные |1. |Наличие научных|Количественный и |
|(наличие |Мировоззренческие|знаний, |качественный анализ |
|личностных |основы личности |убеждений, образа|текущей и итоговой |
|качеств, | |мыслей о |успеваемости; анализ|
|определяющих | |природе, человеке, |участия учащихся и |
|результаты | |обществе; идейная |студентов в |
|эффективности | |убежденность; умение |информационных |
|идеологического| |открыто высказывать и |часах, |
|сопровождения | |отстаивать свое|клубах |
|воспитательной | |мнение, |общественно- |
|работы) | |самокритичность, |политической |
| | |принципиальность |и патриотической |
| | | |направленности, в |
| | | |деятельности ОО|
| | | |»БРСМ», |
| | | |общественно полезных|
| | | |акциях |
—————————————————————
| |2. |Знание Конституции, |Психолого- |
| |Гражданственность|символики, законов |педагогический |
| |и патриотизм |Республики Беларусь, |анализ участия|
| | |истории Беларуси,|учащихся |
| | |курса |и студентов в |
| | |»Основы |мероприятиях |
| | |идеологии белорусской |воспитательной |
| | |государственности», |направленности; |
| | |современной |анкетирование, |
| | |экономической, |наблюдение, опрос |
| | |социально- | |
| | |политической, | |
| | |культурной жизни| |
| | |общества; | |
| | |законопослушание; | |
| | |активная | |
| | |жизненная позиция | |
—————————————————————
| |3. Коллективизм |Способность и желание |Методики изучения |
| | |трудиться для блага |участия учащихся и |
| | |общества, коллектива, |студентов в делах |
| | |других людей;|коллектива |
| | |конкретное |(тестирование, |
| | |участие в делах |опросы, |
| | |учебно-воспитательного|анкетирование); |
| | |коллектива; сочетание |качественный анализ |
| | |общественных и личных |участия учащихся и |
| | |интересов; проявление |студентов в |
| | |сплоченности и |коллективных и |
| | |ответственности за|общественных делах |
| | |дела | |
| | |коллектива | |
—————————————————————
| |4. Трудолюбие |Добросовестное |Количественный и |
| | |отношение к |качественный анализ |
| | |учению, готовность к|успеваемости по |
| | |труду |предметам |
| | |и наличие|профессионального |
| | |профессиональной |цикла; |
| | |мотивации; творческое |психолого- |
| | |отношение к труду;|педагогическое |
| | |умение |наблюдение, опросы, |
| | |организовать труд; |анкетирование, |
| | |качественное и |тестирование |
| | |ответственное | |
| | |выполнение | |
| | |работы; знание основ | |
| | |экономики, экологии, | |
| | |культуры труда;| |
| | |наличие | |
| | |навыков техники | |
| | |безопасности труда | |
—————————————————————
| |5. Нравственность|Сформированность |Психолого- |
| | |ключевых |педагогическое |
| | |нравственных качеств; |тестирование |
| | |развитость этических|нравственного |
| | |норм |потенциала; |
| | |поведения; |педагогический |
| | |настойчивость в |анализ |
| | |достижении общественно|выполнения |
| | |значимых конкретных|общественных |
| | |целей; |поручений, |
| | |участие в волонтерском|взаимоотношений с |
| | |движении; забота о |окружающими; анализ |
| | |ветеранах войны и|сочинений и|
| | |труда |результатов |
| | | |бесед с учащимися и |
| | | |студентами |
—————————————————————
| |6. |Наличие знаний о |Наблюдение, |
| |Психологическая |психической жизни |психологическое |
| |образованность |человека, |тестирование, анализ|
| | |психосоциальная |продуктов |
| | |адаптированность и |деятельности, |
| | |компетентность, |опрос и|
| | |стрессовая |анкетирование |
| | |устойчивость, | |
| | |способность | |
| | |к саморегуляции, | |
| | |коммуникативные | |
| | |способности, развитый | |
| | |уровень самосознания | |
—————————————————————
| |7. Ценности |Установка на здоровый |Анализ поведения|
| |здорового образа |образ жизни, наличие |через |
| |жизни |умений и навыков |беседы, сочинения; |
| | |сохранения и|анализ деятельности|
| | |укрепления |по |
| | |здоровья, |укреплению |
| | |сформированность |собственного |
| | |гигиенических навыков|здоровья и|
| | |и |содействия |
| | |привычек |укреплению здоровья |
| | | |окружающих людей |
——————————————————————————-
|2. Системные |1. Педагогическое|Соответствие целей и|Анализ соответствия |
|(организация |целеполагание |задач |целей и задач |
|идеологического| |воспитательной работы|требованиям |
|сопровождения | |с |организации |
|воспитательной | |учащимися и студентами|воспитательной |
|работы) | |целям государства и |работы; |
| | |общества |методики социально- |
| | | |психологической |
| | | |самоаттестации |
| | | |коллектива |
—————————————————————
| |2. |Научно-методическое |Анализ |
| |Научно- |сопровождение |научно-методического|
| |методическое |воспитательной работы |обеспечения |
| |обеспечение |(научные исследования,|соответствия |
| |идеологического |методические |содержания |
| |сопровождения |рекомендации, |научно-методической |
| |воспитательной |интерактивные |деятельности целям и|
| |работы |технологии) |задачам |
| | | |идеологического |
| | | |сопровождения |
| | | |воспитательной |
| | | |работы |
—————————————————————
| |3. Инновационные |Разработка и|Социометрические |
| |подходы в |использование |исследования уровня |
| |организации |инноваций в области |эффективности |
| |идеологического |организации |воспитательной |
| |сопровождения |воспитательной |работы; |
| |воспитательной |работы (круглые столы,|анализ участия |
| |работы |бинарные лекции, |педагогов в|
| | |моделирование и |разработке |
| | |составление проектов, |инновационных |
| | |модулей, использование|подходов; |
| | |возможностей |проведение конкурсов|
| | |компьютерной |на |
| | |техники, создание|лучшую методическую |
| | |сайтов и |разработку |
| | |т.п.) | |
—————————————————————
| |4. Взаимодействие|Педагогическая |Анализ эффективности|
| |участников |поддержка и |взаимодействия |
| |воспитательного |создание условий для |субъектов |
| |процесса |деятельности |воспитательного |
| | |общественного |процесса с |
| | |объединения |государственными, |
| | |»Белорусский |общественными |
| | |республиканский союз |структурами, ОО|
| | |молодежи» и других |»БРСМ», |
| | |конструктивных |учреждениями |
| | |молодежных |культуры, |
| | |организаций |спорта, семьей |
—————————————————————
| |5. Формы и методы|Организационно- |Анализ |
| |управления |управленческое |педагогических |
| |идеологического |обеспечение |наблюдений; |
| |сопровождения |воспитательной работы |анкетирование, |
| |воспитательной |(структура, система, |интервью, опросы, |
| |работы |контроль, поощрение) |беседы, анализ|
| | | |сочинений |
—————————————————————
| |6. Информационное|Информационное |Качественный анализ |
| |обеспечение |обеспечение |планирования и |
| |идеологического |воспитательной работы;|проведения |
| |сопровождения |наличие стенной|информационных и |
| |воспитательной |печати, |кураторских часов, |
| |работы |информационного банка |лекторских групп, |
| | |данных по|объединений по|
| | |воспитательной |интересам |
| | |работе; работа СМИ, |общественно- |
| | |подготовленность |политической |
| | |кадров к |направленности |
| | |информационной работе |(семинары, |
| | | |конференции, |
| | | |печать, |
| | | |информационный |
| | | |банк) |
—————————————————————
| |7. Организация |Участие органов |Социометрические |
| |ученического и |ученического и |исследования; анализ|
| |студенческого |студенческого |оказания |
| |самоуправления |самоуправления в |педагогической |
| | |проведении |поддержки |
| | |воспитательной |деятельности |
| | |работы, взаимодействие|органов ученического|
| | |с |самоуправления и |
| | |ОО «БРСМ» и другими |первичной |
| | |конструктивными |организации |
| | |общественными |ОО «БРСМ» |
| | |молодежными | |
| | |организациями | |
—————————————————————
| |8. Мониторинг |Наличие системы |Статистический, |
| |воспитательной |мониторинга |качественный, |
| |работы |организации |психолого- |
| | |воспитательной работы|педагогический |
| | |с |анализ |
| | |учащимися и студентами|результативности |
| | | |воспитательной |
| | | |работы с |
| | | |учащимися и|
| | | |студентами |
——————————————————————————-