Методика проведения родительского собрания

Родительское собрание: методика подготовки и проведения

 Одной из важных форм установления контактов педагогов с семьями учащихся является родительское собрание. Главное его предназначение — согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Нередко родительские собрания используются и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, их активность в жизни класса, ответственность за воспитание учащихся.

    Классное родительское собрание проводится, как правило, один раз в четверть, но при необходимости может проходить и чаще. Его результативность во многом зависит от целенаправленности, продуманности и тщательности подготовительной работы учителя и членов родительского комитета.

Родительские собрания нужны:

  1. для быстрого получения разнообразной информации о детях. В таком случае классному руководителю необходимо тщательно продумать и четко сформулировать вопросы, на которые они хотят иметь ответы;
  2. как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, требований к детям, режима работы и т.д.  На подобных собраниях можно выяснить мнение родителей о выносимых на собраниях вопросах; —  для ознакомления родителей с анализом успеваемости посещаемости с итогами медицинских обследований и т.д. Но это должен быть аналитический материал «без жареных фактов»,  фамилий родителей и детей;
  3. как консультативные по профориентации, трудоустройству детей, по занятости в системе дополнительного образования, по программе каникул. Хорошо приглашать на такие собрания психолога, педагога дополнительного образования, инспектора АПМН, учителей-предметников и т.п. Помнить, что это — консультации, а не претензии к родителям;
  4. как экстренные чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, при чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей. Это коллективный совет взрослых, как помощь ребенку, попавшему в беду, или маме, нуждающейся в помощи;
  5. совместные с учениками при обсуждении принципиальных вопросов (ношение школьной формы, переход во вторую смену и т.п.);
  6. как показ «товара лицом», когда дети показывают своим родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т.п. Такие собрания очень полезны и интересны и для родителей, и для детей;
  7. собрания-лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения. Подобные собрания можно проводить часто (один раз в месяц), как школу для родителей.

Подготовка собрания:

  • определить тему, главную проблему и основные задачи собрания;
  • уточнить регламент, продумать ход собрания;
  • разослать родителям уважительные приглашения с указанием вопросов, выносимых на собрание;
  • продумать, где будут родители раздеваться, кто и как встретит их в школе;
  • продумать выставочный или информационный материал;
  • определить, кого из учителей-предметников или других специалистов можно пригласить;
  • продумать свой внешний вид — это немаловажная деталь: ведь каждый раз собрание — событие и немножечко праздник.

Основные элементы подготовки собрания родителей:

  1. Выбор темы собрания.
  2. Определение целей родительского собрания.
  3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.
  4. Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей.
  5. Определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников.
  6. Приглашение родителей и других участников собрания.
  7. Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.
  8. Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

Правила поведения классных руководителей на родительском собрании:

  1. Снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора.
  2. Дать родителям почувствовать Ваше уважение и внимание к ним.
  3. Дать понимание, что у школы и семьи — одни проблемы, одни задачи, одни дети.
  4. Подсказать, как найти пути выхода из проблемных ситуаций. Поискать эти пути вместе.
  5. Постараться понять родителей, поставить себя на их место.
  6. Уметь разговаривать с родителями спокойно, уважительно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители и хороших учеников и неуспевающих или девиантных детей уходили с собрания с верой в своего ребенка.

Некоторые секреты успешности родительского собрания:

  1. Можно расставить столы и стулья по кругу: все хорошо видят и слышат друг друга.
  2. Подготовить визитки с именами родителей, особенно если они еще не знают друг друга.
  3. Использовать форму разговора за чашкой чая, особенно в начале 1-х, 5-х, 9-х классов.
  4. Определите одну самую сложную проблему разговора и на ее обсуждении постройте собрание.
  5. Жестко определить регламент собрания. Берегите время родителей.
  6. Умело определить день и час родительского собрания (когда нет важных событий или ситуации, интересных телепередач и т.д.)
  7. Придумайте свои простые правила родительского собрания, доведите их до сведения родителей, например:  снимать верхнюю  одежду обязательно; не отмалчиваться; отвергая предложения, вносить встречные; молчать, когда кто-тоговорит; называть друг друга по имени-отчеству, а не «Катина мама…»
  8. Использовать групповые формы работы родителей, игровые элементы.
  9. Опираться на опыт, мнения авторитетных родителей.
  10. Желательно закончить собрание принятием конкретного решения.
Прокрутить вверх