Методические рекомендации по организации и проведению классных часов

Классное руководство – это не работа,

это образ жизни!

          Многие педагоги с большим пессимизмом относятся к классным часам, а дети – не испытывают к ним большого интереса. Классные руководители не всегда тщательно готовятся к классным часам, поэтому они превращаются в дежурные беседы о поведении учащихся, о состоянии дел в классе, не отличаются разнообразием форм и тематики. Вместе с тем, привычный и часто уже наскучивший  и детям, и педагогам классный  час может стать событием, которого дети всегда будут ждать с нетерпением. 

          Классный час является интегрированной формой учебно — воспитательного процесса в общеобразовательной школе. Особенность классного часа состоит в том, что он есть форма прямого, более близкого и личностного общения классного руководителя со своими воспитанниками. Но это не урок. Творчески продуманный и проведенный на высоком педагогическом уровне классный час может стать ярким событием, источником впечатлений, информации и общения.     

                       Основная цель и функции классного часа.

      Классный час — это специально-организованная деятельность, способствующая формированию у школьников системы отношений к окружающему миру.

     Выделяют три воспитательные функции классного часа: просветительскую, ориентирующую, направляющую.

     Просветительская функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний учащихся из этики, эстетики, психологии и других  наук не нашедших отражения в учебных программах. Информация для классного часа должна быть занимательной и полезной.

     Ориентирующая функция заключается в формировании определенных отношений к объектам окружающей действительности, в выработке у  учащихся определенной иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительская функция помогает знакомиться с миром, то ориентирующая помогает оценивать мир. И эта функция основная.

      Направляющая функция классного часа помогает переводить разговор о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни воспитанников, на их поведение, на выбор жизненного пути, на постановку жизненных целей и реализацию этих целей.

      Организуя ценностно-ориентационную деятельность школьников с помощью классного часа, мы тем самым содействуем передаче и развитию у них социально-ценностных отношений, являющихся основной целью этой формы воспитательной работы.     

       Воспитательной целью классного часа является формирование  запланированного, точно определенного отношения   учащихся  к какому-то явлению, объекту мира. Например, конкретной целью педагог ставит:

— «Пробудить чувства уважения к миру животных,  соучастия в их судьбе, стремление защитить от жестокого обращения с ними»;

— «Сформировать представление о морали, дать определение понятий морали и нравственности»;

— «Сформировать навыки  законопослушного поведения»;

— «Содействовать выработке собственных нравственных  взглядов, суждений, оценок».

         Анализ практики организации классных часов в школе показывает, что многие классные руководители  допускают серьезные промахи: они не всегда видят различие между целями и задачами классного часа, обращаясь с этими понятиями как  с синонимическими. В  определении цели и задач исходят не из воспитательного результата, который должен планироваться, а из средств воздействия.  И  задачи поставленные ими выглядят как «рассказать о…», «объяснить…», «посмотреть…», «обсудить…». Все эти ошибки в совокупности рождают формальное воспитательное мероприятие.

               Методика и техника организации классного часа.

 Классные часы можно систематизировать следующим образом:

  • классный час, организованный как способ коллективного планирования творческих дел;
  • классный час – плановый, для подведения итогов, например успеваемости за четверть;
  • классный час – как беседа по психолого – педагогическим проблемам учащихся;
  • классный час как нравственный час общения, разговор «по душам», уточнение нравственных ценностей;
  • система классных часов для реализации определенной образовательной программы («Познай себя», «Познай другого», «Общение и  этикет», «Права гражданина и человека», «Основы семейных отношений», «Основы законопослушного поведения»,  «Культура здоровья»,  «История, культура, природа родного края», «Профориентация»).                                      

Готовить классный час надо не менее тщательно, чем урок:

— определить тему с учетом основных задач воспитания на современном

   этапе;

—  четко сформулировать цель и задачи;

—  продумать содержание;

—  определить четкую структуру, составить план или сценарий, продумать

    взаимосвязь этапов;

—  подготовить элемент «неожиданности», «изюминку»;

— подготовить  вспомогательные материалы  (наглядные пособия,

  музыкальное    оформление,   раздаточный материал и др.), пригласить

  специалистов, интересных людей или родителей;

 — включить учащихся в процесс предварительной подготовки и проведения

   классного часа, распределить задания между участниками и группами;

—  проанализировать его результативность.

                                  Структура классного часа

 Структура классного часа состоит из трех частей:

  • вступительное слово классного руководителя;
  • основная (содержательная);
  • заключительная (вывод).

           Рекомендуемые современные  формы проведения классных часов:

интерактивные игры, диспуты, дискуссии, круглые столы, игры – путешествия, КВН, нравственные и этические беседы, викторины, встречи с интересными людьми, тренинги, читательские конференции и др.                                       

                                   Тематика классных часов.

     Планируя тематику классных часов на учебный год необходимо изучить инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь по идеологической и воспитательной работе в общеобразовательных учреждениях, которое печатается ежегодно в августе в «Настаўніцкай газете», учитывать задачи и направления воспитательной работы, актуальные  в учебном году. 

    Важно выстроить тематическую систему классных часов как целенаправленный процесс, создать условия для спокойного общения. Ребята должны быть не просто слушателями, а активными участниками, зрителями, экспертами. Информация, которая отбирается для классного часа должна быть познавательной, яркой и интересной, с массой примеров.

Рекомендуется планировать циклы классных часов по гражданско- патриотическому воспитанию,  формированию здорового образа жизни и  культуры безопасной жизнедеятельности,  воспитанию культуры быта и досуга. Для учащихся начального звена, 5-х –7-х классов актуально проведение классных часов по формированию этической, эстетической и экологической культуры. Планируя классные часы для старшеклассников необходимо включить темы по профилактике противоправного поведения, профессиональной ориентации, семейному и гендерному воспитанию, формированию психологической культуры.

    Намечая тему, форму проведения, определяя содержание, отбирая материал для классного часа,  классный руководитель должен учитывать возрастные особенности  детей, степень и характер развития класса, уровня воспитанности.

    Анализ работы начинающих педагогов позволяет сказать, что первый классный час – это нечто внепрограммное. Первый классный час должен пленить, впечатлить, должен идти от души молодого воспитателя.

      Классный час не должен проводиться в назидательном тоне в форме  нотации за плохое поведение или успеваемость. Классный руководитель  посредством классного часа может создать определенные условия, с помощью которых  можно спрогнозировать результативность воспитательной работы.   

      Сценарии и разработки классных часов печатаются в ежемесячных научно-методических российских и белорусских журналах: «Классный руководитель»,  «Практика административной работы в школе», «Воспитание школьников»,  «Воспитательная работа в школе»,  «Праблемы выхавання», «Здаровы лад жыцця»,  «Пазашкольнае выхаванне»,  «Народная асвета» и др.

                                                   Литература

  1. «Особенности организации  идеологической и воспитательной работы

          в общеобразовательных учреждениях в 2010/2011 учебном году».

     Инструктивно – методическое письмо Министерства образования

      Республики  Беларусь

  1. «Планирование воспитательной работы в классе и ее учет».

     Методические рекомендации Министерства образования Республики 

     Беларусь// Настаўніцкая газета.- 2003.-   20 сентября.

  1. Научно-методический журнал «Заместителя директора по

     воспитательной работе»/ М.: Центр «Педагогический поиск»,

     № 1.- 2003; № 5.- 2004; № 4.- 2005;

4.  Щуркова Н.Е., Финданцевич Н.С. Классный час и его организация.

     / Н.Е.Щуркова.- М.: «Прсвещение», 1981.

 5.  Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел./ Н.Е.Щуркова.- М., 1994.

6.   Лизинский В.М.  Классный руководитель: молитва на каждый день.

      / В.М Лизинский.-  М.: Центр «Педагогический поиск», 2005.

7.   Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем./ Н.Е.Щуркова.- М.:

      «Педагогика», 1986.

8.  Г.Ю. Ксензова. Психолого-педагогические основы воспитательной

     деятельности  классного  руководителя и учителя. – М.: Центр

     «Педагогический поиск», 2005.

9.  Дневник куратора и классного руководителя // Народная асвета. –

      2006.- №№ 3, 8, 9, 10, 11;  – 2007- №№ 1, 2, 5.

10.  Степанов Е.Н. Классное руководство: современная модель

      воспитательной   деятельности.

11. Горбачева Л. Словарь современных форм воспитательной работы.//

       Воспитание школьников.- 2001- №№  8 — 10; 2002 — №№ 1, 3.

12.  Куприянов Б. Классификация форм воспитательной работы.//

       Воспитание школьников.- 2002 — №№ 4,5.

 

13.  Островок безопасности. – Мн.: Изд. ООО «Красико   — Принт»,  2004-

       128с.- (Деятельность классного руководителя).

14.  Экологическое воспитание /сост. Н.С.Криволап.- Мн.: Изд. ООО

       «Красико   — Принт»,  2005.- 128 с. — (Деятельность классного

       руководителя).

 16. Педагогические игры. .- Мн.: Изд. ООО «Красико   — Принт»,  2005.-

       128 с. — (Деятельность классного  руководителя).

17. Свободное время школьника —  Мн.: Изд. ООО «Красико- Принт»,

      2005- 176 с.- (Педагогическая мастерская).

18. В помощь педагогу – организатору — Мн.: Изд. ООО «Красико-

      Принт», 2004 — 176 с.- (Педагогическая мастерская).

19. В помощь классному руководителю /сост. Л.А.Конькова,  Н.С.Луйгас.-

      Мн.: Изд. ООО «Красико- Принт»,- 2007- (Педагогическая

      мастерская).

20. Внеклассная работа.- Мн.: Изд. ООО  Красико   — Принт, — 2006 –

      (Педагогическая мастерская).

21. Воспитать гражданина.-  Мн.: Изд. ООО  Красико   — Принт, — 2006 –

      (Педагогическая мастерская).

22. Методический портфель. —  Мн.: Изд. ООО  Красико   — Принт, — 2005–

      (Педагогическая мастерская).

 23. Спутник классного руководителя.- М.: Центр «Педагогический

       поиск», 2001.

24. Сгибнева Е.П., Солдатова Т.Б. Классные часы в 10-х – 11-х классах.-

      Ростов — на- Дону: «Феникс», — 2006.

25. Щуркова Н.Е. Новые формы воспитательной работы.// Воспитание

      школьников.- 1998- № 1-6; 1994 — №1.    

26. Классный час играючи.- М.: «Творческий центр»- 2004, выпуск 1-6.

27. ГребенкинаЛ.К., Жокина Н.А. Сценарии классных часов (в 2-х частях).

      / Л.К. Гребенкина.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.

Прокрутить вверх