Формирование самооценки – характерная особенность личности ребенка. Уровень развития самосознания и адекватность самооценки служат хорошим критерием для оценки психологического возраста человека и его психологических особенностей, в том числе и каких-либо отклонений и проблем.
Рассматривают самооценку как адекватную/неадекватную соответствующую/несоответствующую реальным достижениям и потенциальным возможностям человека.
При оптимальной, адекватной самооценке ребенок правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле.
Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она свойственна, но и окружающих, тех людей, которые, в разных ситуациях – учебных, бытовых и других – общаются с ними. Конфликтные ситуации, в которых оказывается человек, очень часто являются следствием его неправильной самооценки.
- Помните, что ребенок – это самая большая ценность, любите и принимайте его таким, какой он есть.
- Уважайте в своем ребенке личность, воспитывая в нем чувство достоинства, хвалите, поощряйте, одобряйте ребенка, создавая положительную эмоциональную атмосферу вокруг него.
- Отмечайте даже незначительные успехи своего ребенка.
- Создавайте ситуации успеха.
- Дайте возможность выговориться ребенку и тем самым превратить недовольство в душе в слова.
- Четко обозначьте словами негативные чувства. После такого пристального наблюдения они обычно исчезают.
- Смоделируйте выход из ситуации.
- Чувства подростков неминуемо приводят их к действиям. К каким? Это во многом зависит от их родителей. Позади неприемлемых действий стоят негативные чувства, причем поступок может быть совершен в подростковом возрасте, а чувства, спровоцировавшие его, могут быть заложено в раннем, чуть ли не младенческом возрасте.
- Помочь подростку избежать опасного поведения и повысить его самооценку можно двумя способами: удовлетворять те интересы ребенка, которые приемлемы, и помогать ему объяснять, называть свои негативные чувства.
- Кроме того, подростки должны четко знать, что есть три момента, ограничивающие их деятельность:
этого требует безопасность и есть угроза здоровью;
это угрожает их или родительской собственности;
этого требует закон и порядок социальной приемлемости.
И родители в сотрудничестве с учреждением образования должны способствовать тому, чтобы у подростков сформировалась правильная шкала ценностей, адекватная самооценка и самоуважение.