Реальность, в которой живут современные дети и подростки, несравнима с той, в которой воспитывались их родители.
Скорость освоения новых технологий не имеет аналогов в прошлом. Дети все больше и больше времени проводят в Интернете, используя навыки, которым они быстро обучаются у своих сверстников: интерактивные средства для игры, общения, прослушивания музыки, размещения фотографий, написания блогов и поиска новых людей для общения в интерактивном режиме.
Использование разнообразных информационных ресурсов оказывает значительное положительное воздействие на развитие детей – это увлекательно, это обучает и социализирует. Но не все понимают, что эти же средства могут представлять потенциальную угрозу в зависимости от того, как осуществляется их использование.
Большинство взрослых мало знают о том, что делают их дети в Интернете и как они это делают. Далеко не каждый понимает, чего нужно остерегаться в безграничном цифровом пространстве Интернет. И для того, чтобы обезопасить ребенка необходимо понимать какие угрозы существуют и как их избежать в случае возникновения нестандартных ситуаций.
С какими угрозами могут столкнуться дети в сети Интернет?
- Электронные риски
Электронные риски – это вероятность столкнуться с хищением личной информации и/или подвергнуться атаке вредоносных программ. Вредоносные программы — это вирусы («троянские кони», «черви», «боты»), программы слежки и т.д.
Такие опасные файлы могут попадать на ваш компьютер посредством посещения сомнительных веб-сайтов и скачанных с них файлов, из электронной почты через полученный спам (нежелательные электронные письма, содержащие рекламные материалы), при помощи электронных носителей (CD, USB-флэш-накопитель), через беспрепятственный доступ к нежелательному контенту (содержание Интернет-страниц).
Необходимо знать! Вплывающие предложения с текстом: «Установи это бесплатно» следует игнорировать и ни в коем случае не нажимать на стрелочки и кнопочки.
- Контентные риски.
Информация нежелательного характера, которая несет в себе контентные риски, – это различные тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы, содержащие противозаконную, неэтичную и вредоносную информацию. Существует различные виды опасности для детей.
- Суицид-сайты, сайты-форумы потенциальных самоубийц. На данных сайтах можно встретить на первый взгляд «безобидные слоганы»: «Лучшие вещи в жизни с буквой «с» «Семья суббота секс суицид»; песни с содержанием «…мы ушли в открытый космос, в этом мире больше нечего ловить»; вопросы: «сколько унылых будней ты готов еще так просуществовать?»; картинки: рельсы, надвигающийся поезд с надписью «этот мир не для нас»; фото: дети на крышах с надписью «мы – дети мертвого поколения», которые так или иначе приводят к мысли о самоубийстве.
В «ВКонтакте» размещено множество групп, в чьих названиях присутствует слово «кит»: «Киты плывут вверх», «Космический кит», «Белый кит», «Китовой журнал», «Море китов», «Океан китов», «Летающий кит» и т.д. Данные группы также относятся к группам суицидального характера.
Существует такое понятие как «выпиливание». Так на сленге, присущем именно этому контенту, говорят о суициде. Например, в закрытой группе F57 написано: «Люди. Го (go – ход, to go – идти.) выпиливаться. Осталось 38 дней из 50. Жду в л.с. (личное сообщение).
Группа «Разбуди меня в 4:20» зазывала детей к «китам». Заходя в эту группу необходимо щелкнуть по ссылке «Темная сторона», прочитать пару-тройку «темных» постов и получить приглашение, только теперь уже заглянуть надо в группу под названием «В мертвых найках». И так дальше и дальше, пока ребенок не получит приглашение в закрытую группу. Там «мелкая формальность», она описана в объявлении: «ВНИМАНИЕ! Если вы хотите вступить в группу, то у вас должен быть указан возраст 18 и более лет, либо не указан вообще». И дальше следуют названия групп с такими правилами: #f57 #f58 #тихийдом #рина #няпока #киты #морекитов.
Этот знак можно встретить во всех закрытых, да и во многих открытых группах, уделяющих много вопросов теме суицида. Этот же знак можно увидеть на стенах высоток, откуда падают несовершеннолетние, которые были вовлечены в «группы смерти». Если внимательно вглядеться, читается по горизонтали слово «оно».
Есть объяснение в еще одной закрытой группе, которая, если смотреть с точки зрения функциональной, — самая фундаментальная в тематике суицидов. Это — «Тихий дом», в ней сказано: «Тихий дом 27 дек 2015. f56,57,58 — это не просто цифры, это даты смертей в библии, тихий дом — ад, и место хранения всех знаний, а море китов — море трупов».
- Наркосайты. Интернет пестрит новостями о «пользе» употребления марихуаны, рецептами и советами изготовления наркотиков. В социальных сетях можно найти группы, которые продают наркотики и указывают места, где их можно купить, или найти, так называемые места «закладок». Пропагандируется табакокурение, употребление алкоголя.
- Сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие (экстремизм, национализм, фашизм).
- Сайты порнографической направленности.
- Сайты, пропагандирующие экстремизм и насилие, содержащие прямые угрозы жизни и здоровью школьников от незнакомцев, предлагающих личные встречи, а также различные виды мошенничества.
В социальной сети «ВКонтакте» существуют группы под таким названием как «Вписки», где незнакомые люди предлагают пообщаться, встретиться, у кого-либо в квартире и «весело провести время». Данные встречи, как правило, сопровождаются употреблением алкоголя, наркотиков, что в свою очередь, также приводит к негативным последствиям.
- Секты (виртуальный собеседник может повлиять на мировоззрение подростка).
Перечисленный выше контент сложно отслеживать, он может скрываться под вполне безобидными названиями, однако его не сложно заблокировать в настройках браузера (функция «родительский контроль»), либо при помощи специальных программ.
Коммуникационные риски или риски общения в сети Интернет
Интернет – это среда для общения, где существует много инструментов, позволяющих организовать места для общения – социальные сети, блоги, чаты, форумы, списки рассылки и пр. Примерами коммуникационных рисков могут быть:
- Интернет-хулиганство, киберпреследование, киберзапугивание (кибербуллинг). Кибербуллинг – психологическое насилие в сети, информационное преследование со стороны сверстников, проявляющееся в виде издевательств, насмешек, запугиваний, прочих действий, которые негативно влияют на психическое состояние ребенка. Свободное владение необходимыми технологиями позволяет «агрессорам» создавать именные сайты оскорбительного содержания, распространять слухи, выкладывать фото или видеоматериалы, унижающие достоинство гонимого, или заниматься от его имени кибертерроризмом, что угрожает безопасности ребенка. У него создается ощущение безысходности, даже дома его не оставляет чувство тревоги, он впадает в депрессию. Информационная атака может привести к суициду.
- Знакомства в Интернете и встречи с Интернет-незнакомцами.
Общаясь в сети, дети могут знакомиться, общаться и добавлять в «друзья» совершенно неизвестных им в реальной жизни людей.
Социологические опросы об информационной безопасности детей-подростков в Интернет-сети приводят следующие данные о контактах: родственники – 43 %; виртуальные друзья – 21%; незнакомые люди – 36%. Однако по большому счету виртуальные друзья – тоже незнакомцы. Таким образом, большую часть своего времени в сети дети уделяют общению с посторонними людьми, делятся своими переживаниями, секретами, планами. В таких ситуациях есть опасность разглашения ребенком личной информации о себе и своей семье. Каждое слово, каждая выложенная фотография, каждое действие в сети могут быть использованы против ребенка, и представляет собой благодатную почву для шантажа в будущем. Не говоря уже о том, что опубликованная информация может задеть и родителей.
Особенно опасным может стать установление дружеских отношений с ребенком с целью личной встречи (груминг), вступления с ним в сексуальные отношения, шантажа и эксплуатации. Обман детей возможен, так как при общении в интернете не всегда точно можно сказать, кто на самом деле является твоим собеседником. Кстати, часто этим приемом пользуются педофилы, которые общаются с детьми от лица другого «ребенка» и предлагают встретиться в реальной жизни.
- Вредные игры.
Множество игр связано со сценами насилия, крови, психотропной атмосферой. В on-line игре используют голосовой или текстовой чат. Под видом миленькой ведьмы или смелого рыцаря может оказаться извращенец. О чем он может говорить с несовершеннолетним? Придуманный мир игры разнообразен, в нем можно многое себе позволить. В этом мире нет необходимости искать пути самореализации, легко общаться с противоположным полом, и главное, можно проживать жизнь снова и снова. Происходит полное погружение в виртуальный мир, реальная жизнь отходит на второй план и может возникнуть проблема игровой зависимости, которая являет собой форму сильной психологической привязанности к игре, в компьютерном варианте – вплоть до желания жить в виртуальном мире. Возвращение в реальный мир связано исключительно с удовлетворением естественных потребностей, общение с живыми людьми сведено к минимуму.
Потребительские риски
Сюда относится хищение персональной информации с целью кибермошенничества. Хищение конфиденциальных данных может привести к тому, что мошенник незаконно получает доступ и каким-либо образом использует личную информацию пользователя с целью получить материальную прибыль.
По информации пресс-службы Министерства внутренних дел Республики Беларусь в 2020 году зафиксировано 25,5 тысяч преступлений в сфере высоких технологий. Из них 23,5 тысячи – хищение денег с использованием компьютерной техники. Самое распространенное – когда звонят в мессенджерах (приложения для переписки) якобы из банка и под разными предлогами разузнают реквизиты, пин-код, трехзначный код на оборотной стороне карты.
Сваттинг – это новый для Беларуси вид преступления. Хулиганы-геймеры отправляют в экстренные службы ложное сообщение об опасности от имени другого игрока. Во-первых, ложные сообщения отвлекают от оказания помощи тем, кто в ней действительно нуждается. Во-вторых, такими «разводами» геймеры могут доставить большие неприятности с законом своим оппонентам. По всему миру милиция успешно устанавливает личности этих геймеров.
Мошенники и способы их действия идут в ногу со временем. Неосведомленность и наивность детей делают их легкой добычей. Один из способов обмана – это «выигрыш». Сообщение о призе (автомобиль, компьютер, новый телефон и пр.). И для этого просто нужно сообщить данные электронной карты (родителей) и сообщить цифры, которые пришли в СМС на телефонный номер.
Также среди киберпреступлений распространен фишинг – когда в соцсети сбрасывают вредоносную ссылку, по которой попадаешь на поддельный сайт и «засвечиваешь» все данные своей платежной карточки, после чего приходит сообщение о списании денег.
Отказываться от благ информационных технологий бессмысленно, но бесконтрольный доступ детей к Интернету может привести к негативным последствиям, так как детская психика является уязвимой.
Какие есть особенности восприятия негативной информации в юношеском возрасте?
Возраст от 16 до 18 лет.
К концу подросткового возраста и началу юношеского периода дети все чаще и чаще начинают задумываться над главным вопросом в их жизни: «Кто я?», появляется самоопределение.
Именно поэтому этот возраст становится очень уязвимым и чувствительным к самоубийствам. Однако в информационном мире все больше и больше появляются Интернет-ресурсы, специально созданные для осуществления этого акта насилия.
Интернет как мощное средство коммуникации молниеносно распространяет информацию о суицидах, существуют подробные инструкции, как это осуществить, что для этого необходимо, выложены фото жертв, подробное их описание (более подробно о данных группах описано выше).
На какие изменения в поведении своего ребенка следует обратить внимание?
Психологические симптомы
- ребенок больше, чем раньше проводит времени за компьютером, не может от него оторваться и переключиться на другую деятельность, предпочитает виртуальный мир семье и друзьям, отказывается от прогулок, походов магазин и т.д.;
- в период работы за компьютером у ребенка хорошее самочувствие или состояние эйфории, в остальное время может наблюдаться снижение настроения;
- при столкновении с любыми сложностями ребенок постоянно использует Интернет как средство от стресса, становится раздражительным и может проявлять агрессию по отношению к тем, кто не разрешает подключиться к Интернету, не находит себе другого занятия при его отсутствии, ради времяпровождения в Интернете обманывает членов семьи;
- потерял интерес к тем занятиям, которые ранее считал интересными, допускает неисполнение своих основных обязанностей из-за чрезмерного нахождения в Сети (не посещает школу, кружки по интересам, не выполняет обязанности по дому);
- у ребенка проявляется негативная реакция на звук сообщения или письмо в электронной почте.
Физические симптомы
- покалывание, мурашки, онемение первого, второго, третьего пальцев рук, потом это неприятное ощущение причиняет неудобство даже по ночам;
- сухость в глазах;
- головные боли по типу мигрени;
- жалобы на боли в спине;
- нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
- пренебрежение личной гигиеной;
- расстройство сна, изменение режима сна (чаще всего ночью проводит время за компьютером, а днем спит).
Личностные особенности:
- высокая «социальную смелость» — ребенок говорит: «я все могу», «никто мне не смеет ничего указывать»;
- расторможенность поведения, склонность к риску – ребенок может говорить «я все смогу», «никто не смеет мне указывать», «будет так, как я хочу»;
- склонность к непостоянству, подверженность влиянию случая и обстоятельств, снижение соблюдения общепринятых норм и запретов в поведении и межличностных контактах;
- ребенок, даже прикладывая усилия, не может достигнуть желаемого (в учебе и/или общении), из-за чего испытывает беспокойство и тревогу;
- конфликтность представлений о себе (переход от высокого мнения о себе до обвинения себя во всех неудачах); неадекватное восприятие себя (независимо от возрастной группы).
Что делать, если вы поняли, что ваш ребенок испытывает подобные проблемы?
- Прежде всего, ситуацию нужно признать. Отнестись к проблеме серьезно и без паники. У этого есть причины, их надо понять.
- Если вы в доверительных отношениях с ребенком, и он делится с вами чем-то личным, лучше поговорить откровенно. Подробно, без давления узнать его интересы, искренне поинтересоваться тем, что ему нравится, как и с кем он общается в Интернете, в социальных сетях. Если вы поняли, что ребенок является членом каких-либо деструктивных групп, желательно выстроить с ним прямой и открытый диалог и рассказать о сути данных групп. Пусть лучше он узнает это от Вас, чем от своих сверстников, и будет подготовлен к этой информации.
- В разговоре 20 % должно быть текста родителя и 80 % – текста ребенка, важно выслушать.
- Разговор ни в коем случае не должен сводиться к нотациям родителя по поводу того, каков окружающий мир в целом и ребенок в частности, не должен строиться в агрессивной, или требовательной форме. Подросток может стесняться, закрываться, уходить от разговора. Во многом это может зависеть от степени вашей близости с ребёнком и формы диалога, которую вы выберете.
- Если у вас возникает ощущение, что ребёнок обманывает, уходит от разговора, а у него на странице в социальных сетях присутствует определенная символика, свидетельствующая о том, что подросток может состоять, к примеру, в деструктивной группе группе, берите под пристальный контроль жизнь ребёнка. По возможности, соберите всю информацию о его жизни: о школе, друзьях, общении в социальных сетях, обдумайте, что происходит. При необходимости, обратитесь за помощью к педагогу-психологу либо социальному педагогу учреждения образования, в котором обучается ребенок.
Что делать, если ваш ребенок сам является инициатором кибербуллинга/мошенничества и т.п.
- Четко назовите то, что происходит: «То, что ты делаешь — это насилие и приносит вред другим людям». Чаще всего дети не осознают, что происходит, для них все может выглядеть безобидной игрой или проявлением личной неприязни.
- Попросите ребенка поставить себя на место жертвы, описывая конкретные действия: «Вот представь, тебе пишут угрозы и оскорбляют твоих родителей и друзей. Угрожают разослать твою личную информацию. Как ты себя будешь чувствовать?»
- Обозначьте отношение к происходящему: «Это серьезная проблема. Нужно срочно принимать меры, тебе нужна помощь».
- Можно посмотреть вместе фильм о травле («Чучело», «Повелитель мух»). Посочувствуйте переживаниям ребенка, который представил себя жертвой. Покажите пример того, как с этим обходиться — «да, это было бы тяжело».
- Поддержите вашего ребенка в намерении измениться. Хвалите его за соблюдение установленных школьных правил поведения, скажите, что вы будете помогать ему изменить его поведение, и продумайте план мероприятий, которые будут этому способствовать.
- Позитивно проводите с вашим ребенком время.
- Контролируйте его поведение.
- Помогайте развивать социальные навыки (дружбы, взаимопомощи, ответственного поведения). Ребенок особенно остро нуждается в вашей поддержке на этапе изменения. И очень важно быть для него примером для подражания. Поэтому необходимо учитывать то, чему ребенок может научиться у вас, как у родителя, с точки зрения анализа ваших собственных способов справиться с гневом и конфликтами в семье.
Как защитить детей от онлайн-рисков? Общие правила безопасности
- Поговорите с вашими детьми. Вы должны знать, какие сайты они посещают, с кем они общаются, что они любят смотреть и т.д.
- Регулярно повышайте уровень компьютерной грамотности, чтобы знать, как обеспечить безопасность детей. Не отправляйте детей в «свободное плавание» по Интернету. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка с Интернетом, особенно на этапе освоения. Ему необходимо научиться самостоятельно пользоваться Интернетом безопасным и ответственным образом, но в первую очередь с помощью родителей.
- Установите правила для использования Интернета. Вы должны установить четкие и понятные правила, которые описывают расписание выхода в Интернет, максимальную продолжительность работы в Интернете, а также способ его использования. И убедитесь, что ваши дети следуют этим правилам. Детям младшего школьного возраста — не более получаса, старшего школьного возраста — не более 2 часов в сутки на игры. Лишая ребенка желаемого количества времени в интернете, всегда предлагайте альтернативу. Его необходимо задействовать в каких-то мероприятиях (совместные настольные игры, прогулки, посещение театров, кинотеатров и т.д.).
- Вы должны объяснить вашим детям о том, что им нельзя предоставлять кому-либо в Интернете конфиденциальную информацию, такие данные, как свои имя, адрес или фотографии.
- Научите своих детей быть осторожными. Зачастую в Интернете многие вещи выглядят не так, как они нам представляются. К примеру, с точки зрения ребенка, он общается с другом 12 лет, а на самом деле это может быть взрослый человек. Научите ребенка быть осторожным.
- Если Ваш ребенок имеет аккаунт на одном из социальных сервисов (LiveJoumal, blogs.mail.ru, vk.me, instagram, twitter и т.п.), внимательно изучите, какую информацию помещают его участники в своих профилях и блогах, включая фотографии и видео.
- Проверьте, с какими другими сайтами связан социальный сервис вашего ребенка. Странички вашего ребенка могут быть безопасными, но могут и содержать ссылки на нежелательные и опасные сайты (например, сайт, на котором друг упоминает номер сотового телефона Вашего ребенка или Ваш домашний адрес). Научите ребенка внимательно относиться к скачиванию платной информации и получению платных услуг из Интернета, особенно путём отправки sms, – во избежание потери денег.
- Поощряйте ваших детей сообщать обо всем странном или отталкивающим и не слишком остро реагируйте, когда они это делают (из-за опасения потерять доступ к Интернету дети не говорят родителям о проблемах, а также могут начать использовать Интернет вне дома и школы). Объясните, что если ребенок столкнулся с негативом или насилием от другого пользователя Интернета, ему нужно сообщить об этом близким людям. Поясните и предоставьте ребенку список контактов близких родственников, к кому он может обратиться за помощью.
- Сформируйте список полезных, интересных, безопасных ресурсов, которыми может пользоваться ваш ребенок, и посоветуйте их использовать. Дети должны научиться отличать надежные источники информации от ненадежных, уметь проверять информацию, которую они находят в Интернете.
- Научите детей уважать других пользователей Интернета. Разъясните детям, что при переходе в виртуальный мир нормы поведения нисколько не изменяются.
- Будьте в курсе сетевой жизни вашего ребенка. Интересуйтесь, кто его друзья в Интернете так же, как интересуетесь реальными друзьями. Настаивайте на том, чтобы ребенок никогда не встречался лично с друзьями из сети Интернет без предупреждения взрослых.
Если ситуация не находит решения Вы можете обратиться по телефону доверия 170 или в государственное учреждение образования «Гродненский областной социально-педагогический центр», расположенный по адресу: г. Гродно, ул. Горького, д. 79, или по телефону 55-70-33.
Кроме того, ответы на вопросы, связанные с проблемой кибербуллинга, а также анонимную консультацию психолога можно получить на сайте http://kids.pomogut.by, созданном по инициативе Министерства внутренних дел Республики Беларусь, а также на детском правовом сайте https://mir.pravo.by.