Профилактика экстремизма в молодежной среде
Профилактика экстремизма в молодежной среде — это одна из первоочередных задач образовательной сферы и общества в целом. Это сложная социально-психологическая проблема, которая в современных условиях стала актуальной для всех государств мира.
Что такое экстремизм
Такому понятию, как экстремизм, дано множество определений (как научных, так и юридических). Несмотря на то, что данная проблема у всех на устах, единый термин так и не был сформулирован. Так, например, большим толковым словарем экстремизм трактуется, как склонность к крайним мерам и взглядам. Тем не менее, ученые сходятся на том, что такое определение является весьма размытым. Упор должен быть сделан именно на совершение противоправных действий.
На вопрос о том, что такое экстремизм, доктор Колеман и доктор Бартоли отвечают несколько иначе. Они считают, что это деятельность человека, далекая от общепринятых норм, приверженность жестким формам разрешения конфликта. Тем не менее, и здесь есть некоторые загвоздки. Основная трудность состоит в определении общепринятых норм, ведь для каждого государства и общества они могут существенно отличаться.
Что относится к экстремистским действиям
К сожалению, в международной практике нет не только единого определения самого термина «экстремизм». Нет также унифицированного описания деятельности, которая попадает под это описание. Но для того, чтобы профилактика экстремизма в молодежной среде была эффективной, стоит четко понимать, с чем предстоит бороться. Чтобы определиться с понятием и его проявлениями, стоит обратиться к нормативно-правовым документам. Закон «О противодействии экстремистской деятельности» трактует данное понятие следующим образом:
— насильственная смена положений Конституции, а также попытка нарушения целостности государства;
— публичное оправдание террористических актов;
— пропаганда социальной, расовой и религиозной нетерпимости;
— распространение идей превосходства человека по расовому, религиозному или какому-либо другому признаку;
— нарушение прав и свобод человека по расовому, религиозному или национальному признаку;
— препятствие законной деятельности государственных служб или религиозных организаций путем угроз или силового воздействия;
— воспрепятствование участию граждан в избирательном процессе путем угроз или силовыми методами;
— пропаганда нацистской идеологии, а также публичная демонстрация ее символов и атрибутов;
— массовое изготовление, хранение и распространение экстремистских материалов; публичные призывы к участию в экстремистской деятельности;
— публичное ложное обвинение лиц, занимающих государственные должности;
— финансирование, организация и подготовка действий, указанных выше, подстрекательство.
Факторы молодежного экстремизма
Борьба с международным экстремизмом подразумевает в первую очередь работу с молодежью как с наиболее уязвимой категорией граждан. Для того чтобы деятельность была эффективной, нужно понимать, откуда у юных людей берутся подобные идеи. Так, среди факторов молодежного экстремизма стоит особенно отметить:
-влияние родителей, которые отличаются радикальными убеждениями;
-влияние группы сверстников, которые являются приверженцами экстремистских взглядов;
-влияние авторитетных лиц, находящихся в кругу общения подростка (преподавателей, руководителей спортивных или творческих секций, лидеров молодежных организаций и т. д.);
-стресс, повлекший за собой дезинтеграцию в обществе;
-собственные представления и моральные установки;
-личностные психологические особенности (агрессивность, внушаемость);
-психическое напряжение.
Основные направления работы
На данный момент отмечается растущая угроза вербовки юношей и девушек террористическими организациями. В связи с этим профилактика экстремизма в молодежной среде должна проводиться по следующим направлениям:
— тесное взаимодействие образовательных учреждений с родителями;
— повышение квалификации педагогического персонала по данному вопросу;
— включение в образовательную программу отдельных предметов или тем, касающихся профилактики экстремизма;
— внедрение воспитательных программ, касающихся нравственного воспитания детей и молодежи (профилактика правонарушений, насилия и беспризорности);
— непрерывный мониторинг уровня толерантности в обществе, а особенно среди молодежи;
— анализ процессов, происходящих в молодежной среде, а также их философский и социокультурный аспекты;
— обеспечение доступности культурных благ для молодежи;
— реализация потребности в самореализации и самовыражении;
— организация досуга учащихся (волонтерских проектов, социальных программ).
Деятельность с разными группами молодежи
Профилактика экстремизма в молодежной среде должна проводиться с учетом ее неоднородности. Можно выделить два основных направления работы:
С группами, у которых еще не сформировались экстремистские наклонности. Такие молодые люди, обычно, добровольно включаются в социальную работу, так как не имеют каких-либо агрессивных или незаконных настроений. Задача профилактики состоит лишь в закреплении толерантных мировоззрений.
С группами, у которых уже сформированы экстремистские мировоззрения и убеждения. Такая работа в большинстве случаев проводится в принудительном порядке, а потому молодые люди могут быть агрессивно настроены. Здесь важно найти индивидуальный, нестандартный подход, который поможет установить доверительные отношения. Результатом должно стать переубеждение подростка, отказ от экстремистских взглядов и активное включение в общественную жизнь.
Группа риска
Несмотря на то, что профилактическая деятельность должна проводиться среди всей молодежи, есть некоторые категории, которые наиболее подвержены подобным влияниям. Изучив перечень экстремистов, можно выделить такие группы риска:
— дети из неблагополучных семей с низким уровнем дохода и социальным статусом, недостаточной степенью образованностью, а также склонностью кразличного рода девиациям (алкоголизм, насилие, употребление наркотиков);
— так называемая золотая молодежь, представители которой, в силу определенных условий, чувствуют вседозволенность и безнаказанность, а также воспринимают экстремизм, как развлечение или нормальное времяпрепровождение;
— подростки, для которых характерны психологические проблемы, определяющие склонность к агрессии и неадекватную реакцию на те или иные события;
— представители молодежных субкультур, неформальных групп и уличных компаний, характеризующихся агрессивным поведением и девиантными убеждениями;
— члены политических движений и религиозных объединений, которые под воздействием определенных идей и убеждений, могут проводить опасную для общества деятельность.
Ключевые задачи
Профилактика экстремизма не должна быть хаотичной или спонтанной. Важно тщательно продумать каждый этап и его детали. План по профилактике экстремизма должен быть направлен на решение следующих существенных задач:
— применение к подросткам и молодым людям установок о необходимости соблюдения и защиты прав любого гражданина, а также неукоснительного соблюдения законодательных норм;
— формирование у подростков представления о нормах поведения, принятых в гражданском обществе;
— донесение до родителей важности формирования толерантных настроений в семье;
— создание в учебных учреждениях ячеек самоуправления, которые будут осуществлять просветительскую деятельность;
— формирование в сознании молодежи уверенности в неотвратимости наказания за экстремистскую деятельность в любых ее проявлениях;
— выработка у молодежи навыков безопасного поведения и самообороны при угрозе террористического акта.
Основные мероприятия
Разработано множество методических рекомендаций, в которых описаны рекомендованные мероприятия по профилактике экстремизма. В школе и других учебных заведениях рекомендованы следующие действия:
— Установление взаимосвязей и координация работы с комиссией по делам несовершеннолетних. Ее сотрудники должны привлекаться к непосредственной работе с учениками, а также участию в родительских собраниях.
— Организация курсов для педагогического персонала по поводу профилактики экстремизма. При этом обязательно участие в них представителей правоохранительных органов.
— Проводить классный час «Профилактика экстремизма и терроризма» в школе. В ходе данных мероприятий должны быть рассмотрены правовые нормы и ответственность за их нарушение. Также должно уделяться внимание воспитанию у учеников чувства уважения и толерантности к другим культурам, национальностям, религиям, убеждениям.
— Регулярное проведение родительских собраний, на которых будут рассматриваться не только организационные моменты, но также вопросы воспитания законопослушных граждан.
— Выработка системы, в соответствии с которой учащиеся или их родители могут обратиться по поводу защиты своих законных прав и интересов, в том случае, если они ущемляются.
Работа с родителями
Не секрет, что основные убеждения и личные качества формируются именно под влиянием семьи. Следовательно, работа по профилактике экстремизма в школе должна подразумевать тесный контакт с родителями. До них должна быть донесена следующая информация:
— специфика молодежных субкультур и неформальных организаций, а также их потенциальная опасность;
— степень ответственности родителей за преступления несовершеннолетних детей;
— формы агрессии, а также профилактика их проявления у подростков;
— механизмы вовлечения детей в экстремистскую деятельность;
— определение возраста уголовной ответственности за правонарушения, а также описание возможных мер наказания;
— сущность таких понятий, как «терроризм» и «экстремизм»;
— специфика формирования жизненной позиции и убеждений у подростков;
— необходимость занятости подростков (кружки, секции и прочие формы) во внеурочное время.
Противодействие и самооборона
Безусловно, теоретическая основа важна. Тем не менее важно донести до молодежи, как на практике проявляется экстремистская деятельность. Примеры подобных ситуаций, а также действия по предотвращению и самообороне приведены в таблице:
Экстремистская деятельность | Действия |
Угроза подрыва бомбы в помещении | — в ходе телефонного или иного контакта со злоумышленником попытаться выяснить подробности о месте и предполагаемом времени взрыва; — по возможности записать разговор на цифровой носитель или же сделать пометки на бумаге; — не прикасаться ни к каким подозрительным предметам, а вызвать правоохранительные органы в случае их обнаружения; — покинуть здание, не пользуясь лифтом и находясь подальше от оконных проемов; — если предыдущее действие невозможно, нужно найти хотя бы какое-то укрытие от обломков (например, под столом). |
Поджог здания | — вызовите службу спасения; подойти к двери и проверить ее — температуру — если она горячая, открывать нельзя, а потому стоит искать другие пути эвакуации; — обезопасить дыхательные пути от проникновения угарного газа (влажная повязка или маска); — если выбраться из помещения невозможно, заделайте щели в двери влажными тряпками; — немного приоткройте окно и подайте сигнал бедствия. |
Теракт в самолете | — сообщайте сотрудникам или спецслужбам о лицах, которые ведут себя подозрительно; — не пытайтесь в одиночку бороться с экстремистом. |
Телефонная угроза | если ваш телефон не оснащен звукозаписывающим механизмом, постарайтесь дословно отобразить разговор на бумаге; обратите внимание на голос экстремиста и попытайтесь составить его приблизительный портрет; внимательно отнеситесь к звуковому фону, может оказаться полезным при определении его местонахождения; передайте информацию в правоохранительные органы. |
Письменная угроза | как можно меньше контактируйте с документом, стараясь сохранить его в первоначальном виде; передайте документ, а также конверт и любые другие приложения в правоохранительные органы. |
Подобные практические примеры или даже реконструкции ситуаций просто необходимы. Профилактика экстремизма в школе должна быть направлена не только на недопущение формирования подобных настроений у молодежи. Важно также донести до молодых людей информацию, которая поможет им сохранить жизнь в экстремальной ситуации.
Подходы к профилактической работе
Экстремизм, как угроза национальной безопасности, вынуждает вести профилактическую работу не только со взрослым населением, но также с детьми и молодежью. Данная работа может проводиться в соответствии с такими подходами:
Распространение информации об опасности экстремизма и организациях, его исповедующих. Этот подход используется наиболее часто. Он подразумевает собой программы по просвещению молодежи путем проведения гражданских акций или распространения полиграфических материалов. Учитывая, что данный подход является не самым эффективным, его можно рассматривать лишь в качестве дополнительного.
Аффективное обучение направлено на устранение проблем с выражением чувств и эмоций. Это важно как в плане формирования жизненного опыта, так и высвобождения негативной и положительной энергии. Получая эмоциональную разрядку, подросток становится менее агрессивным, что снижает риск формирования радикальных наклонностей.
Влияние социальных факторов может не только воспрепятствовать зарождению у подростка экстремистских идей, но также и поспособствовать этому. В связи с этим один из подходов базируется на проведении тренингов, в ходе которых проводится обучение устойчивости к общественному давлению.
Формирование жизненных навыков — это подход, основанный на методиках поведенческой модификации. Основной подростковой проблемой обозначается стремление к самоутверждению и взрослому образу жизни.таким образом, появляется необходимость в проведении для молодых людей курсов и тренингов, которые позволят им сформировать необходимые жизненные убеждения и навыки, которые позволят защититься влияния негативных тенденций, развивающихся в обществе.
Вовлечение подростков в деятельность, альтернативную экстремистской. Этот подход был разработан А. Кроминым. Он предлагает организовывать походы с преодолением препятствий, направление активности подростков в спортивную или творческую деятельность, создание групп для отстаивания активной гражданской позиции.
Заключение
Программа по профилактике экстремизма в первую очередь должна затрагивать детей, подростков и молодежь. Именно этот слой общества наиболее подвержен влиянию подобных радикальных идей, что связано с неокрепшей психикой и отсутствием твердой жизненной позиции. Безусловно, работа в школах и прочих учебных заведениях важна, но не стоит забывать и о роли семьи в данном процессе. В связи с этим педагоги и сотрудники правоохранительных органов должны проводить регулярные профилактические беседы с родителями.
В разных странах и в разные времена было дано много разных юридических и научных определений понятию «экстремизм». Единого определения на сегодняшний день не существует. Большой толковый словарь дает следующее определение экстремизму: экстремизм – это приверженность крайним взглядам и мерам. Однако оно не отражает сути этого явления. Ученые настаивают на том, что при определении экстремизма акцент должен делаться на действиях, а не на людях, потому что именование людей и группировок экстремистами довольно не однозначно, поскольку зависит от позиции и групповой принадлежности человека, использующего этот термин: одну и ту же группу одни могут называть экстремистами, а другие борцами за свободу.
Доктор Питер Т. Колеман (англ. Peter T.Coleman) и доктор АндреаБартоли (англ. AndreaBartoli) в своей работе «AddressingExtremism» дали краткий обзор предлагаемых определений этого понятия:
Экстремизм – это на самом деле сложное явление, несмотря на то, что его сложность часто бывает трудно увидеть и понять. Проще всего определить его как деятельность (а также убеждения, отношение к чему-то или кому-то, чувства, действия, стратегии) личности, далёкие от обычных общепринятых. В обстановке конфликта – демонстрация жёсткой формы разрешения конфликта. Однако, обозначение видов деятельности, людей и групп как «экстремистских», а так же определение того, что следует считать «обычным» или «общепринятым» – это всегда субъективный и политический вопрос. Таким образом, мы предполагаем, что в любой дискуссии на тему экстремизма затрагивается следующее:
Обычно, одни экстремистские действия некоторыми людьми рассматриваются как справедливые и добродетельные (например, просоциальная «борьба за свободу»), а другие экстремистские действия – как несправедливые и аморальные (антисоциальный «терроризм»). Это зависит от ценностей, политических убеждений, нравственных ограничений оценивающего, а так же от его отношений с деятелем.
Различие сил также имеет значение при определении экстремизма. Во время конфликта, действия членов более слабой группы часто выглядят более экстремальными, чем такие же действия членов более сильной группы, защищающей свой статус-кво. В дополнение, на крайние меры скорее пойдут маргинальные люди и группы, которые рассматривают более нормативные формы разрешения конфликта как недоступные для них, или относятся к ним с предубеждением. Однако, доминирующие группы тоже зачастую прибегают к экстремальным действиям (например, санкционирование правительством насильственных действий военизированных формирований или нападение в Вако, осуществлённое ФБР в США).
Экстремистские действия часто связаны с насилием, хотя группы экстремистов могу различаться по предпочтению насильственной или ненасильственной тактики, допускаемому уровню насилия, предпочитаемым мишеням для своих насильственных действий (от инфраструктуры и военного персонала до мирных граждан и даже детей). Опять же, более слабые группы скорее будут использовать и предпримут прямые и эпизодические формы насилия (например, подрывы террористов-смертников), тогда как доминантные группы склонны к более структурированным или институционализированным формам насилия (вроде тайного использования пыток или неформального разрешения зверств полиции).
Наконец, основная проблема в том, что экстремизм, присутствующий в ситуациях затяжного конфликта – не самое жестокое, но самое заметное из действий сторон. Жёсткая и нетерпимая позиция экстремистов крайне сложно поддаётся изменениям.
Интересно заметить что, как таковой нацисткой атрибутики не существует. Самый распространенный знак свастики был широко распространен до гитлеровской Германии. Его использовали практически везде, даже одежды православных священнослужителей были украшены свастическим узором. Это всемирный знак, происхождение которого доподлинно не известно. Его изображение до сих пор используется во многих странах имеющих богатую древнюю культуру, например Индия, Китай. После нацисткой Германии во многих странах стал запрещенным символом, и стал ассоциироваться с экстремизмом и другими негативными понятиями. Хотя многие считают его неоязыческим символом на данный момент, это не совсем верно, так как этот знак скорее являл собой не идольное значение, а очевидно был знаменем доброты и добра.
У свастики как символа много значений, и у большинства народов они были положительны. Так, у большинства древних народов она была символом движения жизни, Солнца, света, благополучия.
Отдельно интересен пункт, в котором говориться о публичном заведомо ложном обвинении лица, занимающего государственную должность. А интересен он тем, что не говориться так о простых людях, а только о госслужащих.
Задача социальной работы состоит в предотвращении распространения экстремистских настроений среди подростков и молодежи, а также в направлении силы и энергии молодых лиц, придерживающихся экстремистских взглядов в мирное русло, законное и не противоречащее нормам общества.