Родительское собрание: методика подготовки и проведения
Одной из важных форм установления контактов педагогов с семьями учащихся является родительское собрание. Главное его предназначение — согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Нередко родительские собрания используются и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, их активность в жизни класса, ответственность за воспитание учащихся.
Классное родительское собрание проводится, как правило, один раз в четверть, но при необходимости может проходить и чаще. Его результативность во многом зависит от целенаправленности, продуманности и тщательности подготовительной работы учителя и членов родительского комитета.
Родительские собрания нужны:
- для быстрого получения разнообразной информации о детях. В таком случае классному руководителю необходимо тщательно продумать и четко сформулировать вопросы, на которые они хотят иметь ответы;
- как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, требований к детям, режима работы и т.д. На подобных собраниях можно выяснить мнение родителей о выносимых на собраниях вопросах; — для ознакомления родителей с анализом успеваемости посещаемости с итогами медицинских обследований и т.д. Но это должен быть аналитический материал «без жареных фактов», фамилий родителей и детей;
- как консультативные по профориентации, трудоустройству детей, по занятости в системе дополнительного образования, по программе каникул. Хорошо приглашать на такие собрания психолога, педагога дополнительного образования, инспектора АПМН, учителей-предметников и т.п. Помнить, что это — консультации, а не претензии к родителям;
- как экстренные чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, при чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей. Это коллективный совет взрослых, как помощь ребенку, попавшему в беду, или маме, нуждающейся в помощи;
- совместные с учениками при обсуждении принципиальных вопросов (ношение школьной формы, переход во вторую смену и т.п.);
- как показ «товара лицом», когда дети показывают своим родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т.п. Такие собрания очень полезны и интересны и для родителей, и для детей;
- собрания-лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения. Подобные собрания можно проводить часто (один раз в месяц), как школу для родителей.
Подготовка собрания:
- определить тему, главную проблему и основные задачи собрания;
- уточнить регламент, продумать ход собрания;
- разослать родителям уважительные приглашения с указанием вопросов, выносимых на собрание;
- продумать, где будут родители раздеваться, кто и как встретит их в школе;
- продумать выставочный или информационный материал;
- определить, кого из учителей-предметников или других специалистов можно пригласить;
- продумать свой внешний вид — это немаловажная деталь: ведь каждый раз собрание — событие и немножечко праздник.
Основные элементы подготовки собрания родителей:
- Выбор темы собрания.
- Определение целей родительского собрания.
- Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.
- Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей.
- Определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников.
- Приглашение родителей и других участников собрания.
- Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.
- Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.
Правила поведения классных руководителей на родительском собрании:
- Снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора.
- Дать родителям почувствовать Ваше уважение и внимание к ним.
- Дать понимание, что у школы и семьи — одни проблемы, одни задачи, одни дети.
- Подсказать, как найти пути выхода из проблемных ситуаций. Поискать эти пути вместе.
- Постараться понять родителей, поставить себя на их место.
- Уметь разговаривать с родителями спокойно, уважительно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители и хороших учеников и неуспевающих или девиантных детей уходили с собрания с верой в своего ребенка.
Некоторые секреты успешности родительского собрания:
- Можно расставить столы и стулья по кругу: все хорошо видят и слышат друг друга.
- Подготовить визитки с именами родителей, особенно если они еще не знают друг друга.
- Использовать форму разговора за чашкой чая, особенно в начале 1-х, 5-х, 9-х классов.
- Определите одну самую сложную проблему разговора и на ее обсуждении постройте собрание.
- Жестко определить регламент собрания. Берегите время родителей.
- Умело определить день и час родительского собрания (когда нет важных событий или ситуации, интересных телепередач и т.д.)
- Придумайте свои простые правила родительского собрания, доведите их до сведения родителей, например: снимать верхнюю одежду обязательно; не отмалчиваться; отвергая предложения, вносить встречные; молчать, когда кто-тоговорит; называть друг друга по имени-отчеству, а не «Катина мама…»
- Использовать групповые формы работы родителей, игровые элементы.
- Опираться на опыт, мнения авторитетных родителей.
- Желательно закончить собрание принятием конкретного решения.