МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по составлению концепций, программ, проектов, планов по воспитательной работе.

 Годовой план воспитательной работы учреждения образования сопровождается различными документами: программами, концепциями, проектами, оперативными планами. Практика показывает, что иногда авторы этих документов не видят разницы в их форме и содержании.

         В образовательных учреждениях существует планирование трех уровней:

 

 

Стратегическое

Концепция

Программа развития учреждения образования Программа развития воспитательной работы в учреждении образования

Комплексно-целевая программа воспитания

 

 

Тактическое

Перспективный план воспитательной работы на учебный год

Перспективные планы работы структурных подразделений (СППС, педагога-организатора, методического объединения классных руководителей)

Календарно-тематические планы

 

 

Оперативное или

текущее

Планы работы на четверть, на неделю

Планы подготовки и проведения отдельных мероприятий

Планы организации и проведения мероприятий  шестого школьного дня

Графики

     

Стратегические планирование  является вершиной системы планов, т.к. характеризует основное назначение организации, ее цели и стратегию развития.  Стратегический план – это план высокого уровня обобщенности, поэтому в нем обозначаются лишь основные этапы движения к цели и решаемые на каждом этапе задачи. Планы тактического вида разрабатываются в рамках реализуемой в учреждении стратегии и считаются планами нижнего уровня.

КОНЦЕПЦИЯэто документ, описывающий смысл, миссию и философию деятельности учебного заведения.

Концепция дает возможность:

— иметь целостное представление всем участникам воспитательного процесса о содержании деятельности школы в вопросах воспитания;

— строить процесс системно, логично, последовательно.

Концепция определяет:

— анализ сложившейся ситуации в воспитании;

— общие подходы к деятельности в рамках концепции;

— видение  деятельности в том или ином направлении согласно концепции;

— определение основной цели деятельности;

— обозначение основных направлений деятельности;

— перечисление и краткая характеристика возможных действий.

ПРОГРАММАописание модели будущей деятельности по одному или нескольким направлениям, рассчитанной на достижение определенных результатов.

Программа отражает:

— специфику содержания деятельности школы;

— особенности организации воспитательного процесса в школе;

— цели, задачи, средства и пути их реализации в процессе воспитания.

Программы могут быть разными:

— по продолжительности;

-по направленности (комплексно-целевыми, профильными, индивидуальными);

— по стратегии (программа развития, деятельности, и т.д.).

Программа включает следующие разделы:

1.Аналитическая записка.

2.Обоснование актуальности темы, проблемы.

3.Цель и задачи.

5.Основные направления воспитательной деятельности.

6.Методы, формы и приоритетные виды, технологии воспитательной деятельности.

7.Сроки и этапы реализации программы.

8.Содержание по реализации целевой программы.

9.Ресурсное (материально-техническое, кадровое, информационное) обеспечение процесса воспитания.

10.Проектирование ожидаемых результатов.

11.Ответственные за реализацию программы лица.

12. Литература.

     Наличие программы предполагает изучение промежуточного статистического материала, изучение результатов мониторинга качества воспитания.

    Создание программы развития воспитательной работы учреждения образования – продолжительный процесс, в котором принимают участие все: учителя, классные руководители, руководители кружков, клубов, учащиеся, родители, представители шефских организаций и все заинтересованные стороны. Не может быть двух одинаковых программ развития воспитательной работы в двух образовательных учреждениях. 

   Разработка и реализация КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ.

Качества программы:

— актуальность;

— прогностичность;

— рациональность;

— реалистичность;

— целостность;

— контролируемость.

Общие черты всех программ, независимо от их содержания и формы:

— направленность на цель, конечный результат, подчинение всех мероприятий и действий, осуществляемых в рамках программы,  конечной цели, конечному результату;

— наличие в программе системы показателей, которые могут иметь и количественный, и качественный характер;

—   объединение в определенных организационных рамках под общим управлением всех подразделений, исполнителей – от начала до окончания работ;

— четкое определение функций и ответственности, выраженное в конкретике дел, сроков их реализации и определение ответственных исполнителей;

— включение программ в перспективное (стратегическое) планирование;

— гибкая система управления, максимально отвечающая особенностям программы и максимально приближенная к исполнителям.

    Программно-целевое планирование содержит вводную часть в текстовой форме  и план мероприятий, оформленный в виде таблицы.

      Например, к перспективному плану воспитательной работы на учебный год могут быть приложены комплексно-целевые  программы «Шестой школьный день», «Нравственно-правовое воспитание, профилактика противоправного поведения среди учащихся», «Милосердие», «Профориентация» и др.

      Создавая общешкольную комплексную программу воспитания    учащихся, необходимо учитывать четыре уровня образовательно-воспитательных целей учреждения образования: 1) цели государственной образовательной политики; 2) региональные социально-воспитательные цели; 3) цели программы развития данного учреждения образования; 4) цели как планируемые результаты развития личности школьника.

   Цели воспитания как планируемые результаты развития личности школьника отражаются в модели личности выпускника конкретного образовательного учреждения, в соответствии с критериями воспитанности учащихся, которые помогают заместителю директору школы  и классным руководителям строить школьную и классную программы воспитания учащихся.

ТАКТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ  характеризуются следующим:

— служат основным инструментом реализации  стратегических планов и разрабатываются в соответствии со  стратегическими планами;

— при разработке следует опираться на принцип: «план разрабатывает исполнитель»;

— рассчитаны на более короткий период, чем стратегический план, поэтому результаты их реализации проявляются сравнительно быстро. Такой план чаще всего план – сетка.

 — контролируемость плана обеспечивается тем, насколько рационально он детализирован.

     К тактическому уровню планирования  относится     годовой план воспитательной работы учреждения образования, который должен соответствовать концепции и программе развития учреждения образования.

Перспективный план воспитательной работы на учебный год является разделом общешкольного годового плана учебно-воспитательного процесса.

     В целях совершенствования воспитательной деятельности, более детального ее планирования, наряду с перспективным планом идеологической и воспитательной работы (по месяцам)  разрабатываются текущие, оперативные планы.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН воспитательной работы охватывает недельный, месячный или четвертной, полугодовой   промежуток времени и содержит конкретную информацию о теме и форме проводимых мероприятий, конкретной дате и времени их проведения, фамилии ответственных лиц за их подготовку и проведение. Такие планы разрабатываются в форме таблицы, графика – планы-графики, планы-сетки мероприятий.

ОПЕРАТИВНЫЕ ПЛАНЫ – это планы подготовки и проведения отдельных общешкольных воспитательных мероприятий, организации и проведению мероприятий шестого школьного дня, родительских  конференций, педагогических чтений и др.  

   Во всех видах планов решаются единые воспитательные цели и задачи.

Все виды планов должны быть согласованными, взаимно дополняя друг друга.

ПРОЕКТ – это описание конкретной ситуации, проблемы, которая может быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации.

Проект включает:

— введение, в котором анализируется актуальность и новизна предлагаемого проекта, сфера его применения, назначения и конкретной проблемы;

— механизм управления проектом, компетентность авторов проекта, участников,  квалификацию персонала, обслуживающего проект;

— постановка цели деятельности и конкретных задач;

— характеристика и способ оценки планируемых результатов;

— содержание этапов и сроки выполнения проекта;

— механизм реализации (формы и методы, планы и графики выполнения работ по проекту);

— характеристика основных видов ресурсов проекта (интеллектуальное, технологическое, материальное, техническое, информационное обеспечение);

— характеристика проведения мониторинга (отслеживание конкретных и измеряемых результатов каждого этапа проектной деятельности);

      Все перечисленные документы должны быть включены в аналитический отчет заместителя директора по воспитательной работе, если они являются продолжением плана.

     Системность в планировании идеологической и воспитательной работы позволяет объединить усилия всех педагогических работников для реализации запланированного, способствует более качественному решению поставленных задач с оптимальными затратами средств, сил и времени.    

Прокрутить вверх