Молодому педагогу

Следите за научно-методической литературой, ведите библиографию литературы по интересующему Вас вопросу. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения задуховным развитием школьников. Отмечайте при этом Ваши сомнения, неудачи. Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и ваших товарищей. Целесообразно взять тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, и постарайтесь её оформить как можно точнее, конкретнее. Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт и по-другому. Например, привести в систему Ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений учащихся), сопроводив их краткими разъяснениями. Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для Ваших выводов. Снова и снова уточняйте план; уже в нём должна быть основная идея и логика изложения темы. Дальше доклад. Сначала — черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать «наукообразно». Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов. Оценивайте практически свой опыт. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нём не показано, как растут и развиваются ученики. Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений. Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.) Помните, что, обобщая педагогический опыт, Вы выполняете важную общественную обязанность, способствуйте дальнейшему улучшению дела обучения и воспитания детей, молодёжи.

1. Определите учебно-воспитательные задачи целой темы.

2. Продумайте, какие из них будут решаться на данном уроке, что главное в материале урока.

3. Изучите методические пособия к проведению урока.

4. Серьезно продумайте методические задачи учебника и возможного сочетания темы с задачами урока.

5. Не забудьте, что УВП в целом и его важнейшая часть — урок, подчиняются объективным законам дидактики и педагогической психологии.

6. Решите, какие умения и навыки будете отрабатывать на данном уроке.

7. Все ли вами отработано из повторения для более глубокого изучения усвоения нового материала.

8. В плане четко отразите методы, приемы, средства обучения, композицию урока — это будет вашим творчеством.

9. Не забудьте о межпредметных связях, об основных знаниях, которые являются стержневыми в данном курсе.

10. Пусть ориентиром для вас служит обязательный минимум содержания образования по предмету. Нормы оценки знаний, умений и навыков должны быть известны и ученикам.

11. Показателем подготовленности к уроку служит выполнение домашней работы учеником.

12. Постарайтесь «примерить» свой урок не только ко всему классу, но и к разным ученикам. Как ликвидировать пробелы в их знаниях, как предупредить ошибки — это и есть индивидуальный подход, без которого н не добиться глубоких и прочных знаний.

13. Подумайте, что завтрашние занятия были связаны со своей системой изучения той или иной темы. Пусть каждый урок — законченное целое, но он — звено всего учебного и воспитательного процесса.

Дидактические требования к современному уроку

-четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами;
— определение места в общей системе уроков;
— определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
— прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;
— выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока;
— выбор, обеспечивающий познавательную активность;
— сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
— реализация на уроке всех дидактических принципов;
— создание условий успешного учения учащихся.

 

Психологические требования к уроку

Психологическая цель урока:
— проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе; 
— предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.
Стиль урока:
— определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:
— соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
— определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;
— выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
— учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
— соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).
Особенности самоорганизации учителя:
— подготовленность к уроку и главное — осознание психологической цели, внутренняя готовность к ее осуществлению;
— рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
— педагогический такт (случаи проявления); психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).
Организация познавательной деятельности учащихся:
— определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся;
— планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;
— использование установок в форме убеждения, внушения;
— планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;
— использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);
— организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;
— определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», формулирования выводов);
— опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;
— планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);
— руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;
— использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы).
Закрепление результатов работы:
— формирование навыков путем упражнений;
— обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.
Организованность учащихся:
— отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития;
— возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.
Учет возрастных особенностей учащихся:
— планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
— проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
— дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

 

Гигиенические требования к уроку

— температурный режим;
— физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
— освещение;
— предупреждение утомления и переутомления;
— чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);
— своевременное и качественное проведение физкультминуток;
— соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
— соответствие классной мебели росту школьника.+

 

Требования к технике проведения урока

— урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
— темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
— необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
— доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
— по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
— обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы.

МНОГООБРАЗИЕ СТРУКТУР УРОКА РАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА ОБУЧЕНИЯ

Структура урока — это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность. 
   Структура урока изучения нового материала: 
первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся; 
указание на то, что учащиеся должны запомнить; 
мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти; 
сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти 
материалами, смысловая группировка и т.п.); 
первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов; 
контроль результатов первичного запоминания; 
регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями; 
внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых; 
частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения. 
Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков: 
сообщение учащимся цели предстоящей работы; 
воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий; 
выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений; 
проверка выполнения работ; 
обсуждение допущенных ошибок и их коррекция; 
задание на дом (если это необходимо). 
Структура урока формирования умений и навыков: 
постановка цели урока; 
повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой; 
проведение проверочных упражнений; 
ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования; 
упражнения на их освоение; 
упражнения на их закрепление; 
тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции; 
упражнения на перенос в сходную ситуацию; 
упражнения творческого характера; 
итог урока; 
задание на дом. 
Структура урока повторения: 
организация начала урока; 
постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач; 
проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание; 
подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке; 
задание на дом. 
Структура урока проверки знаний: 
организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала; 
постановка задачи урока.
   Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими на работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы; 
изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильным для каждого ученик;
подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок); 
определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений. 
Структура урока применения знаний, умений и навыков: 
организация начала урока (психологический настрой учащихся); 
сообщение темы урока и его задач; 
изучение новых знаний, необходимых для формирования умений; 
формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях — по аналогии; 
упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях; 
творческое применение знаний и умений; 
упражнение по отработке навыков; 
домашнее задание; 
итог урока с оценкой проделанной учащимися работы. 
Структура повторительно-обобщающего урока: 
организационный момент; 
вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока; 
выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений; 
проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости); 
формулирование выводов по изученному материалу; 
оценка результатов урока; 
подведение итогов; 
задание на дом (не всегда). 
Структура комбинированного урока (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей): 
организация начала урока; 
проверка домашнего задания, постановка цели урока; 
подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений; 
изучение нового материала, в т.ч. и объяснение; 
закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым; 
обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными; 
подведение итогов и результатов урока; 
задание на дом; 
подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда). 
Структура уроков учителей-новаторов.Система преподавания Л.В. Маховой: 
рассказ обзорного типа по всей теме; 
урок вопросов учеников учителю и дополнительных разъяснений 
урок — практическая работа; 
урок обобщающего типа с карточками-заданиями, ориентирующими на выделение и усвоение главных элементов учебного материала; 
заключительный опрос по теоретическому материалу; 
решение задач по теме с применением микрокалькуляторов. 
Система уроков, разработанная Н.П. Гузиком для изучения каждой темы: 
уроки теоретического разбора материала учителем; 
уроки самостоятельного разбора темы учениками (разбитыми на группы) по заданной программе, планам, алгоритмам; 
уроки-семинары; 
уроки-практикумы; 
уроки контроля и оценки. 
Система уроков, предлагаемая Р.Г. Хазанкиным: 
урок-лекция по всей теме; 
уроки-решения ключевых задач; 
урок-консультация; 
урок-зачет.

Тема урока:

Тип урока и его структура:
1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
2.Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (кол-во слабоуспевающих, сильных уч-ся…) Какие особенности уч-ся были учтены при планировании урока?
3. Какова триединая дидактическая цель урока (его обучающий, развивающий, воспитательный объект), дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока.
4. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке? Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала?
5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать ,как другие этапы работали на главный этап?
6. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями?
7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков уч-ся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний уч-ся?
8. Психологическая атмосфера на уроке и общение учителя и уч-ся.
9. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
10. Наметить перспективы своей деятельности.

Прокрутить вверх