«Что такое буллинг и что с этим делать?»
Буллинг — это постоянные намеренные негативные действия, направленные на одного и
того же ребенка со стороны другого ребенка или группы детей.
Буллинг может принимать различные формы:
распространение слухов,
угрозы,
физическое или словесное нападение,
исключение ребенка из группы, изоляция,
другие жесты или действия, причиняющие вред ребенку прямо или косвенно.
Буллинг включает в себя:
желание причинить вред кому—либо,
само вредоносное действие,
дисбаланс силы между обидчиком и жертвой,
повторение такого поведения,
несправедливое использование силы,
очевидное наслаждение обидчика и чувство угнетенности жертвы.
Наиболее близкими русскими аналогами слова “буллинг” являются “травля” и
“издевательство”.
С чем не следует путать буллинг?
Дети, склонные к агрессивному поведению, часто эмоционально не уравновешенны и не
контролируют свое поведение. Дети же, которые совершают буллинг, делают это с целью
унизить (установить отношения доминирования) и при этом сохраняют здравомыслие и
контроль над своими действиями.
Ни один подросток не избежал конфликтов с одноклассниками. Это не вредно, если конфликт
разрешается взаимоприемлемым образом. Но насмешки и драки превращаются в буллинг, если
происходят преднамеренным и повторяющимся образом. Есть три особенности, которые
отличают буллинг от других форм негативного поведения и действий:
1. Направленность на конкретного человека.
2. Повторяемость.
3. Превосходство одной из сторон конфликта (моральное, численное, физическое) над
другой стороной.
Если кого—то из детей в классе не любят, у него нет друзей, его неохотно принимают в игру, но
насилия в его адрес нет, это не травля, а непопулярность. При непопулярности человеку может
быть обидно, грустно и одиноко. При травле ему страшно, он не чувствует себя в безопасности.
Никто не может обещать каждому ребенку в классе, что он будет всем нравиться. Но
безопасность, физическую и психологическую, школа обязана обеспечить каждому ученику.
Каковы признаки регулярной травли?
Ребенок может ничего не говорить о своих проблемах. Но есть признаки, игнорировать которые
нельзя:
1. Физические отметки (такие как порезы и ушибы) без логического объяснения, особенно
если они часто встречаются.
2. Ребенок больше не хочет ходить в школу или проводить время на общественных
мероприятиях, не проводит время с друзьями.
3. Частая потеря вещей или исчезновение предметов из дома, порванная одежда или
испорченные книги, сломанные гаджеты или какие—либо другие личные вещи.
4. Ребенок говорит о чувстве одиночества, ведет себя скрытно и замкнуто.
5. Неожиданное изменение в поведении: чрезмерное беспокойство, привязанность к
родителям, сопротивление повседневным делам.
6. Необычно агрессивное поведение, запугивание более слабых.
7. Жалобы на физические боли без каких—либо медицинских причин (например, головные
боли, проблемы со сном, пищевые нарушения).
8. Внезапное снижение успеваемости и трудности в концентрации внимания.
9. Жалобы на вещи, которые раньше ребенка не беспокоили (на внешний вид, на место
жительства и т.д.).
10. Саморазрушительное поведение, побеги из дома, самоповреждения или разговоры о
суициде.
Чего не надо делать
1. Ждать, что само пройдет. Не замечать.
2. Искать причины и объяснения. Наличие объективных причин не делают травлю
допустимой. Это как будто вместо лечения болезни оправдывать ее разгуливающим
вирусом.
3. Путать травлю и непопулярность.
4. Cчитать травлю проблемой только жертвы. В очень щекотливом положении
оказываются молчаливые свидетели. Многие в глубине души понимают, что происходит
что—то нехорошее, но не имеют решимости сказать об этом, боясь сами оказаться в роли
жертвы. В результате в их мировоззрении появляется убеждение, что они — нехорошие
люди, а мир кругом небезопасен.
5. Cчитать травлю проблемой личностей, а не группы. Причина травли – не в особенностях
жертвы, а в особенностях группы, в размытости границ допустимого и недопустимого,
отсутствии правил игры либо отсутствии взрослых, устанавливающих эти правила.
6. Давить на жалость к жертве. Лишнее негативное внимание к жертве только усугубит ее
положение.
7. Мириться и терпеть.
Как мне побудить моего ребенка говорить, если он не хочет рассказывать мне, что
происходит?
Единственным выходом является откровенный, но деликатный разговор с ребенком и общее
решение, как преодолеть проблему. Важно помнить, что ребенку может быть неприятно
говорить на эту тему, в этот момент он очень уязвим. Будьте терпеливыми и деликатными.
Очень важно искренне поговорить с ребенком, но, если он закрывается, не устраивайте допрос,
не повторяйте одни и те же вопросы по нескольку раз.
Попытайтесь выйти на тему насилия посмотрев вместе фильм или телепередачу, в которой
говорится о запугивании, спросите мнения ребенка о поступках и мотивах всех участников, и
хулигана, и жертвы, о возможностях разрешения ситуации. После обсуждения отвлеченной
ситуации можно спросить, не слышал ли ребенок о чем—либо похожем, может быть он или его
друзья сталкивались с чем—то похожим.
Также началу разговора может помочь история о ком—либо из знакомых, у кого дети попадали
в сложную ситуацию и смогли из нее выйти.
Уважаемые родители! Если вы испытываете трудности в коммуникации с вашим ребенком,
не знаете, как начать разговор — психологи нашего центра готовы оказать вам
консультационную помощь.
Как разговаривать с ребенком, когда он готов обсуждать эту проблему?