Технология и методика ситуационного классного часа

Для технологии и методики индивидуального воспитания используется такая форма, как ситуационный классный час. Жизнь любого человека в целом состоит из ситуаций, т.е. из таких событий, явлений, факторов, которые оказывают влияние на его поведение и в которых проявляются характер, привычки, культура поведения. Предлагаемая методика позволяет анализировать собственное поведение в ситуациях «после событий», чтобы учиться на собственном опыте или разрабатывать стратегию поведения на будущее. Методика разработана для самостоятельного конструирования тематических классных часов.

Технология ситуационного классного часа включает в себя следующие компоненты:

  1. Тема.
  2. Цель (+ предварительный сбор эмпирического материала).
  3. Информация (по материалам предварительной подготовки).
  4. «Я — позиция» и ее причины (учащиеся по кругу).
  5. «Я – позиция» и общественно значимая норма.
  6. Дискуссия.
  7. Рефлексия (ответы на вопрос: что изменилось?).
  8. Свободный выбор.
  9. Мотивация.

10. Реальный результат.

Последние два компонента находятся за пределами ситуационного классного часа.

Рассмотрим методику проведения классного часа «Итоги четверти (года)».

Обычно классные руководители подводят итоги стандартно: сообщают число отличников, хорошистов, учеников имеющих одну тройку, затем остальных. Одних хвалят, других критикуют, говорят о типичных причинах, влияющих на уровень знаний, советуют, что надо делать, чтобы изменить результат к лучшему. При этом дети отчуждаются от самоанализа, от принятия собственных решений, от ответственности, от осмысления собственных неудач и ошибок. Все это дается в готовом виде сверху. Технология и методика индивидуального рефлексивного воспитания устраняют этот главный педагогический недостаток.

Цель классного часа (сообщается учащимся) – провести самоанализ и самооценку учебных результатов, установить причины, мешающие более успешной учебе и определить пути их преодоления.

Педагогическая цель (учащимся не сообщается) – закрепить в сознании учащихся позитивные точки зрения, изменить негативное отношение к учению путем обмена информацией, выражающей разные позиции и сопоставления их с нормами, закрепленными в общественном сознании как положительно воспринимаемые обществом, родителями, самими детьми.

Технология классного часа

Методика классного часа

Размещение учащихся в круге.

Информация (3 мин.).

Демонстрация сравнительной таблицы уровней облученности (успеваемости) за предыдущую и прошедшую четверти (год).

Изложение «Я – позиция»

Причина «Я – позиция»

(7 мин.).

 

Учащиеся по кругу отвечают на вопросы:

  1. Удовлетворены ли вы своими результатами, почему?
  2. Что каждому из вас мешает лучше учиться?
  3. Что может помочь вам в учебе?

«Я – позиция» и общественно значимая норма.

Работа учащихся в группах по 4-6 человек (в одной группе учащиеся, имеющие разные позиции в отношении своих результатов) (7 мин.).

Группам дается задание (записано на доске) подготовить ответы на вопросы:

  1. В жизни существует две точки зрения на учение: учиться надо, можно не учиться. Выберите свою точку зрения и докажите ее.
  2. Укажите 2-3 основные причины, мешающие вам лучше учиться.
  3. Что надо делать, чтобы устранить указанные причины?

Дискуссия (10 мин.).

Каждая группа высказывает свои точки зрения по каждому вопросу, а затем те, кто имеет другие взгляды на обсуждаемые вопросы.

Рефлексия (5 мин.)

Учащиеся по кругу отвечают на 1-й вопрос, а на 2-й, 3-й – желающие.

  1. Что вы считает полезным для себя в этом обсуждении и почему?
  2. Что понравилось, почему?
  3. Что не понравилось, почему?

Свободный выбор.

Речь классного руководителя (2-3 мин.).

Примерное заключение педагога: каждый из вас хотел бы улучшить результат. Это естественное и хорошее желание. Но эту задачу решить трудно. Можно работать в новой четверти так же и тогда трудно ожидать улучшения, но можно воспользоваться теми советами, которые здесь прозвучали. В таком случае, я думаю, результаты будут такими, какими вы хотите их получить. Через месяц мы вернемся к обсуждению промежуточных результатов и посмотрим, что вам удалось сделать. Классный час окончен.

Мотивация – побуждение ученика к позитивному поведению.

Поддержка вниманием, помощью и заботой тех учащихся, которые на классном часе дали слово что-то исправить в своем поведении.

Мониторинг – отслеживание изменений в поведении детей.

Наблюдение.

Прокрутить вверх