Классное руководство – это не работа,
это образ жизни!
Многие педагоги с большим пессимизмом относятся к классным часам, а дети – не испытывают к ним большого интереса. Классные руководители не всегда тщательно готовятся к классным часам, поэтому они превращаются в дежурные беседы о поведении учащихся, о состоянии дел в классе, не отличаются разнообразием форм и тематики. Вместе с тем, привычный и часто уже наскучивший и детям, и педагогам классный час может стать событием, которого дети всегда будут ждать с нетерпением.
Классный час является интегрированной формой учебно — воспитательного процесса в общеобразовательной школе. Особенность классного часа состоит в том, что он есть форма прямого, более близкого и личностного общения классного руководителя со своими воспитанниками. Но это не урок. Творчески продуманный и проведенный на высоком педагогическом уровне классный час может стать ярким событием, источником впечатлений, информации и общения.
Основная цель и функции классного часа.
Классный час — это специально-организованная деятельность, способствующая формированию у школьников системы отношений к окружающему миру.
Выделяют три воспитательные функции классного часа: просветительскую, ориентирующую, направляющую.
Просветительская функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний учащихся из этики, эстетики, психологии и других наук не нашедших отражения в учебных программах. Информация для классного часа должна быть занимательной и полезной.
Ориентирующая функция заключается в формировании определенных отношений к объектам окружающей действительности, в выработке у учащихся определенной иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительская функция помогает знакомиться с миром, то ориентирующая помогает оценивать мир. И эта функция основная.
Направляющая функция классного часа помогает переводить разговор о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни воспитанников, на их поведение, на выбор жизненного пути, на постановку жизненных целей и реализацию этих целей.
Организуя ценностно-ориентационную деятельность школьников с помощью классного часа, мы тем самым содействуем передаче и развитию у них социально-ценностных отношений, являющихся основной целью этой формы воспитательной работы.
Воспитательной целью классного часа является формирование запланированного, точно определенного отношения учащихся к какому-то явлению, объекту мира. Например, конкретной целью педагог ставит:
— «Пробудить чувства уважения к миру животных, соучастия в их судьбе, стремление защитить от жестокого обращения с ними»;
— «Сформировать представление о морали, дать определение понятий морали и нравственности»;
— «Сформировать навыки законопослушного поведения»;
— «Содействовать выработке собственных нравственных взглядов, суждений, оценок».
Анализ практики организации классных часов в школе показывает, что многие классные руководители допускают серьезные промахи: они не всегда видят различие между целями и задачами классного часа, обращаясь с этими понятиями как с синонимическими. В определении цели и задач исходят не из воспитательного результата, который должен планироваться, а из средств воздействия. И задачи поставленные ими выглядят как «рассказать о…», «объяснить…», «посмотреть…», «обсудить…». Все эти ошибки в совокупности рождают формальное воспитательное мероприятие.
Методика и техника организации классного часа.
Классные часы можно систематизировать следующим образом:
- классный час, организованный как способ коллективного планирования творческих дел;
- классный час – плановый, для подведения итогов, например успеваемости за четверть;
- классный час – как беседа по психолого – педагогическим проблемам учащихся;
- классный час как нравственный час общения, разговор «по душам», уточнение нравственных ценностей;
- система классных часов для реализации определенной образовательной программы («Познай себя», «Познай другого», «Общение и этикет», «Права гражданина и человека», «Основы семейных отношений», «Основы законопослушного поведения», «Культура здоровья», «История, культура, природа родного края», «Профориентация»).
Готовить классный час надо не менее тщательно, чем урок:
— определить тему с учетом основных задач воспитания на современном
этапе;
— четко сформулировать цель и задачи;
— продумать содержание;
— определить четкую структуру, составить план или сценарий, продумать
взаимосвязь этапов;
— подготовить элемент «неожиданности», «изюминку»;
— подготовить вспомогательные материалы (наглядные пособия,
музыкальное оформление, раздаточный материал и др.), пригласить
специалистов, интересных людей или родителей;
— включить учащихся в процесс предварительной подготовки и проведения
классного часа, распределить задания между участниками и группами;
— проанализировать его результативность.
Структура классного часа
Структура классного часа состоит из трех частей:
- вступительное слово классного руководителя;
- основная (содержательная);
- заключительная (вывод).
Рекомендуемые современные формы проведения классных часов:
интерактивные игры, диспуты, дискуссии, круглые столы, игры – путешествия, КВН, нравственные и этические беседы, викторины, встречи с интересными людьми, тренинги, читательские конференции и др.
Тематика классных часов.
Планируя тематику классных часов на учебный год необходимо изучить инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь по идеологической и воспитательной работе в общеобразовательных учреждениях, которое печатается ежегодно в августе в «Настаўніцкай газете», учитывать задачи и направления воспитательной работы, актуальные в учебном году.
Важно выстроить тематическую систему классных часов как целенаправленный процесс, создать условия для спокойного общения. Ребята должны быть не просто слушателями, а активными участниками, зрителями, экспертами. Информация, которая отбирается для классного часа должна быть познавательной, яркой и интересной, с массой примеров.
Рекомендуется планировать циклы классных часов по гражданско- патриотическому воспитанию, формированию здорового образа жизни и культуры безопасной жизнедеятельности, воспитанию культуры быта и досуга. Для учащихся начального звена, 5-х –7-х классов актуально проведение классных часов по формированию этической, эстетической и экологической культуры. Планируя классные часы для старшеклассников необходимо включить темы по профилактике противоправного поведения, профессиональной ориентации, семейному и гендерному воспитанию, формированию психологической культуры.
Намечая тему, форму проведения, определяя содержание, отбирая материал для классного часа, классный руководитель должен учитывать возрастные особенности детей, степень и характер развития класса, уровня воспитанности.
Анализ работы начинающих педагогов позволяет сказать, что первый классный час – это нечто внепрограммное. Первый классный час должен пленить, впечатлить, должен идти от души молодого воспитателя.
Классный час не должен проводиться в назидательном тоне в форме нотации за плохое поведение или успеваемость. Классный руководитель посредством классного часа может создать определенные условия, с помощью которых можно спрогнозировать результативность воспитательной работы.
Сценарии и разработки классных часов печатаются в ежемесячных научно-методических российских и белорусских журналах: «Классный руководитель», «Практика административной работы в школе», «Воспитание школьников», «Воспитательная работа в школе», «Праблемы выхавання», «Здаровы лад жыцця», «Пазашкольнае выхаванне», «Народная асвета» и др.
Литература
- «Особенности организации идеологической и воспитательной работы
в общеобразовательных учреждениях в 2010/2011 учебном году».
Инструктивно – методическое письмо Министерства образования
Республики Беларусь
- «Планирование воспитательной работы в классе и ее учет».
Методические рекомендации Министерства образования Республики
Беларусь// Настаўніцкая газета.- 2003.- 20 сентября.
- Научно-методический журнал «Заместителя директора по
воспитательной работе»/ М.: Центр «Педагогический поиск»,
№ 1.- 2003; № 5.- 2004; № 4.- 2005;
4. Щуркова Н.Е., Финданцевич Н.С. Классный час и его организация.
/ Н.Е.Щуркова.- М.: «Прсвещение», 1981.
5. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел./ Н.Е.Щуркова.- М., 1994.
6. Лизинский В.М. Классный руководитель: молитва на каждый день.
/ В.М Лизинский.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2005.
7. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем./ Н.Е.Щуркова.- М.:
«Педагогика», 1986.
8. Г.Ю. Ксензова. Психолого-педагогические основы воспитательной
деятельности классного руководителя и учителя. – М.: Центр
«Педагогический поиск», 2005.
9. Дневник куратора и классного руководителя // Народная асвета. –
2006.- №№ 3, 8, 9, 10, 11; – 2007- №№ 1, 2, 5.
10. Степанов Е.Н. Классное руководство: современная модель
воспитательной деятельности.
11. Горбачева Л. Словарь современных форм воспитательной работы.//
Воспитание школьников.- 2001- №№ 8 — 10; 2002 — №№ 1, 3.
12. Куприянов Б. Классификация форм воспитательной работы.//
Воспитание школьников.- 2002 — №№ 4,5.
13. Островок безопасности. – Мн.: Изд. ООО «Красико — Принт», 2004-
128с.- (Деятельность классного руководителя).
14. Экологическое воспитание /сост. Н.С.Криволап.- Мн.: Изд. ООО
«Красико — Принт», 2005.- 128 с. — (Деятельность классного
руководителя).
16. Педагогические игры. .- Мн.: Изд. ООО «Красико — Принт», 2005.-
128 с. — (Деятельность классного руководителя).
17. Свободное время школьника — Мн.: Изд. ООО «Красико- Принт»,
2005- 176 с.- (Педагогическая мастерская).
18. В помощь педагогу – организатору — Мн.: Изд. ООО «Красико-
Принт», 2004 — 176 с.- (Педагогическая мастерская).
19. В помощь классному руководителю /сост. Л.А.Конькова, Н.С.Луйгас.-
Мн.: Изд. ООО «Красико- Принт»,- 2007- (Педагогическая
мастерская).
20. Внеклассная работа.- Мн.: Изд. ООО Красико — Принт, — 2006 –
(Педагогическая мастерская).
21. Воспитать гражданина.- Мн.: Изд. ООО Красико — Принт, — 2006 –
(Педагогическая мастерская).
22. Методический портфель. — Мн.: Изд. ООО Красико — Принт, — 2005–
(Педагогическая мастерская).
23. Спутник классного руководителя.- М.: Центр «Педагогический
поиск», 2001.
24. Сгибнева Е.П., Солдатова Т.Б. Классные часы в 10-х – 11-х классах.-
Ростов — на- Дону: «Феникс», — 2006.
25. Щуркова Н.Е. Новые формы воспитательной работы.// Воспитание
школьников.- 1998- № 1-6; 1994 — №1.
26. Классный час играючи.- М.: «Творческий центр»- 2004, выпуск 1-6.
27. ГребенкинаЛ.К., Жокина Н.А. Сценарии классных часов (в 2-х частях).
/ Л.К. Гребенкина.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.